Бытовая агрессивность в России формировалась веками и сохраняется до сих пор, полагает историк, режиссер Евгений Понасенков. Как он заявил «Росбалту», сами условия жизни формировали злых людей.
«Нам приходится с сожалением констатировать, что в значительной части российского населения есть некая бытовая агрессивность, а развесистая, как клюква, пропаганда про „самый духовный народ“ не работает. И православные пугачевцы резали, и их самих резали и рвали на части. В 1812 году Кутузов по прошениям помещиков посылал карательные отряды русских солдат, которые вырывали ноздри бунтующим русским крестьянам, а те вешали помещичьих детей и дворню. За день до сдачи Москвы французам окрестные крестьяне разграбили дома москвичей, причем, с дикими криками разбивали мебель, которую не могли с собой унести. Про ад ГУЛАГа и даже ад-лайт комсомольских собраний, где линчевали, издевались над личностью сотоварища — и говорить уже банально», — перечислил Евгений Понасенков.
По мнению историка, и в мирные времена россияне были полны враждебности в отношении соседей. «Откуда подобное берется? Прежде всего, века и особенно десятилетия отрицательной селекции: крепостное рабство, воспитание злобствующего завистливого и лицемерного раба или „маленького человека“ — разночинца или нищего интеллигента, который существует с завистью к аристократу, с „фигой в кармане“ по отношению к государству и с достоедством в отношении себя и себе подобного. Зависть и лицемерие — вот „скрепы“, врезавшиеся в „духовность“, биологию и социум огромных масс населения. И нынешняя эпоха только усилила все эти негативные характеристики. Поощрение агрессии в отношении любых форм инакомыслия (в том числе — против так называемых либералов, свободно мыслящих людей), в отношении соседних народов; поощрение доносительства, лицемерия и холуйства — вот что несется из всех рупоров официальной пропаганды», — полагает Евгений Понасенков.
Мнения других экспертов о причинах сохранения и роста уровня бытовой агрессии в России читайте в статье «Росбалта».