Отныне российские банки смогут обращаться напрямую к судебным приставам в случае, если заемщик не платит больше двух месяцев по кредиту и нарушает график платежей. Надпись нотариуса на кредитном договоре будет служить основанием для взыскания долга.
Однако принятый Совфедом закон смогут использовать банки и любые другие кредиторы, но не микрофинансовые организации. Кроме того, поправку о внесудебном взыскании долгов предполагается распространить на уже действующие кредитные договоры.
В мае в Госдуму был внесен законопроект, который предлагает запретить микрофинансовым организациям кредитовать физических лиц.
Банковское сообщество приветствует принятие этого закона, потому что им изымается дополнительное звено в цепочке, которое отнимало очень много времени в процессе возврата кредитов — ведь судебные тяжбы могут тянуться годами, говорит начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
«Когда заемщик узнавал, что банк-кредитор готовится взыскать с него долги через суд, он нередко начинал принимать превентивные меры — например, переписывать имущество, на которое может быть наложено взыскание, на других юридических и физических лиц», — сказал он «Ридусу».
Теперь же недобросовестный заемщик может просто не успеть подготовить «эшелонированную оборону» против кредитора и судебных приставов. Те возьмут его тепленьким.
Хотя, если у заемщика нет средств на возврат кредита не по злому умыслу, а по объективным обстоятельствам, то бери его хоть живым, хоть мертвым, денег у него от этого больше не станет.