© Автор фото Георгий Марков
Инициаторы создания «федеральных территорий» пока внятно не сказали — зачем нужно это нововведение, считает директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», списка таких территорий пока тоже не представлено.
«В советской системе было большое число городов, напрямую подчиненных Москве. Это было связано с их статусом. Это были закрытые военные города, наукограды, атомные и т. п. Их бюджет напрямую формировался из Москвы. На сегодняшний день, если исключить Москву и Санкт-Петербург, есть только один город федерального подчинения — Севастополь. Это связано с тем, что город почти военный, и даже говорили о том, чтобы сделать его закрытым городом. Но зачем сейчас надо возвращать систему, когда целые территории будут напрямую подчиняться Москве, не понятно. То ли это недоверие губернаторскому корпусу, то ли попытка в рамках нацпроектов и прочего установить прямой контроль», — сказал Илья Гращенков.
Эксперт полагает, что такое управление может оказаться неэффективным. «Когда возникает ручная схема управления, вместо системного взаимодействия на уровнях вертикали власти, то может быть обратный эффект», — уточнил он.
Илья Гращенков заметил, что прообразом таких территорий уже становились ТОСЭР. Возможно, во власти решили повести процесс дальше. «Уже есть ТОСЭР, которые с одной стороны, остаются под контролем регионов, а с другой, над ними есть еще ведомственные учреждения. Возможна передача управления из регионов профильным корпорациям», — не исключил эксперт.
Напомним, что сенатор Андрей Клишас предложил рабочей группе обсудить вопрос о внесении в Основной закон понятия «федеральные территории. По мнению Клишаса, такой режим предполагает особые полномочия и прямое подчинение органов власти этих территорий федеральному центру.