Президент Академии наук России Александр Сергеев выступил с таким признанием по поводу нынешней пандемии:
«Многие задают вопрос: а что же Российская академия наук? Вы-то как помогаете стране? Конечно, надо сказать, мы особенно в это время ощущаем, что у РАН нет прямого организационного ресурса, чтобы заниматься этими работами, и мы не можем, грубо говоря, поставить под ружье какие-то академические институты, которые бы сконцентрировались и начали бы работать по этой тематике».
Тут надо напомнить, что в 2013 году произошла реформа Академии наук, и из структуры, в которой ученые управляют работой системы научных институтов, она превратилась в «клуб ученых», не имеющих никаких административных рычагов влияния. Административно-хозяйственное управление академическими НИИ было отдано группе бухгалтеров с формулировкой «надо разгрузить ученых, сняв с них несвойственные им хозяйственные функции». Заодно бухгалтеры теперь определяют критерии успешности работы институтов, которые по ходу дела были сильно оптимизированы путем слияний и сокращений. В ходе реформы также были слиты и несколько академий: в частности академия меднаук была влита в большую академию.
Непосредственно реформе предшествовали выборы президента РАН, в ходе которого академики прокатили кандидата, выдыинутого Путиным. И в результате реформы системы управления наука была переведена с «устарелой советской системы финансирования», при которой были созданы устарелые атомные бомбы, АЭС, космические ракеты и т.д., на передовую грантовую.
И вот как это теперь работает.
На ученом совете было среди прочего сообщается, что Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) выделяет серию грантов на борьбу с коронавирусной инфекцией. Размеры грантов – от 3 до 8 миллионов рублей на научный коллектив.
Руководитель коллектива должен написать заявку (это – краткий документ, буквально несколько десятков листов, включая перечень того, что конкретно будет исследовано, что будет получено, какой будет выход, список сотрудников, закупаемых реактивов, оборудования и т.д.). Эту бумагу надо подать в РФФИ. Там ее рассмотрят, и если она выиграет в конкурсе на звание наидостойнейших, на нее выделят деньги.
Потом эти деньги дойдут до организации, в которой работает научный коллектив, пройдут через бухгалтерию, что-то будет выделено на покупку реактивов и, может, даже и зарплату, хотя обычно деньги платят по окончании проекта, типичная сумма – 50 тыс. руб. На рыло за год. Далее будут по тендеру закуплены реактивы. После этого можно будет приступить к работе, а до этого никак – на реактивы денег нет, это вам не бюджетное финансирование. По окончанию работы отчитываться будут статьями, опубликованными в иностранных научных журналах…
Ах да, нам же «наука не нужна», «если что – мы иностранного ученого купим», «у нас есть эффективные организации, РосНАНО и Сколково»…
И потому пока в других странах изобретают всякие вакцины и другие способы борьбы с нынешним вирусом, российская наука, сама смертельно пораженная, не участвует в этом никак.
? Источник: https://publizist.ru/blogs/107563/35630/-