Посольство России напомнило Латвии о подписании латвийским министром иностранных дел Вильгельмом Мунтерсом «Договора о ненападении» с Третьим рейхом в 1939 году.
«7 июня 1939 г. в Берлине министром иностранных дел Латвии В. Н. Мунтерсом и министром иностранных дел Германии И. фон Риббентропом был подписан Договор о ненападении между Третьим рейхом и Латвийской Республикой. Может кто-то из латвийских историков отважится его осудить?» — гласит пост, размещенный на Facebook-странице посольства.
Здесь явная отсылка к знаменитому пакту
Молотова — Риббентропа, договору о ненападении, подписанному 23 августа 1939 года между СССР и Германией. Этот документ в Прибалтике является предметом спекуляций, а о пакте Мунтерса — Риббенторопа, подписанном в 1939 году латвийским министром иностранных дел Вильгельмом Николаевичем Мунтерсом и его германским коллегой Иоахимом фон Риббентропом, почему-то забыли, пишет «Sputnik Латвия».
Договор содержал всего две статьи, в которых стороны брали на себя обязательство не применять силу друг против друга ни при каких обстоятельствах. Однако, как отмечает руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память» Владимир Симиндей, смысл пакта Мунтерса — Риббентропа состоял, по сути, в том, что свой формальный нейтралитет Латвия при поддержке Германии развертывала против СССР.
Именно такая «джентльменская договоренность» сопровождала этот пакт и была оформлена в качестве секретной клаузулы, известной по меморандуму Дертингера. Перевод на русский язык этой секретной клаузулы был опубликован в первом номере «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований» за 2017 год.
«В Пакте Мунтерса — Риббентропа существовало секретное приложение, согласно которому Латвия обязывалась принимать с согласия нацистской Германии все необходимые меры военной безопасности по отношению к Советской России, что являлось частью плана Третьего рейха по созданию в Прибалтике плацдарма для нападения на Советский Союз», — напомнили в посольстве.
При этом в том же 1939-м, 23 октября, в Риге латвийско-советской смешанной комиссией было подписано соглашение о взаимной помощи в осуществлении договора о размещении на территории Латвии советских военных баз. И позиция руководства Латвии насчет пакта о взаимопомощи тогда, казалось бы, полностью совпадала с советской.
В российском посольстве привели также заявление Уинстона Черчилля: «Эстония и Латвия подписали с Германией пакты о ненападении. Таким образом,
Гитлеру удалось без труда проникнуть вглубь слабой обороны запоздалой и нерешительной коалиции, направленной против него».