В России за неполный век с треском развалились сразу два мощных государственных режима, зацикленных на политической слежке.
Правительства хотят знать о гражданах гораздо больше, чем позволяют законы и велит здравый смысл. Поэтому нередко для этих целей используют разнообразные специальные службы. В свою очередь всевозможные секретные агенты без тени сомнения манипулируют политиками, своим руководством и общественным мнением, при этом стараясь, разумеется, действовать негласно.
Благодаря разоблачениям Эдварда Сноудена лучше других известен разведывательный альянс Five Eyes, в который входят спецслужбы Австралии, Великобритании, Канады, Новой Зеландии и США. Специалисты этого шпионского содружества создали и поддерживают в актуальном состоянии высокие технологии, лежащие в основе того, что называется Global surveillance («Глобальное наблюдение»). Или, проще говоря, системы слежки, не знающей национальных границ.
Этим дело не кончается. При необходимости к Five Eyes добавляются еще четыре недремлющих ока — тайные службы Дании, Нидерландов, Норвегии и Франции. И, таким образом, число тесно сотрудничающих разведывательных структур возрастает до девяти (Nine Eyes). Кроме того, с вышеперечисленными агентурами накрепко связаны соглядатаи правительств Бельгии, Германии, Испании, Италии и Швеции. Все вместе они образуют альянс, известный как Fourteen Eyes.
Но и это еще далеко не все. По некоторым оценкам, шпионская коалиция, возглавляемая США и иногда называемая SIGINT Seniors, насчитывает в своем составе семнадцать или даже восемнадцать государств. Ведь с четырнадцатью непременными членами работают плечом к плечу еще и эмиссары Южной Кореи, Сингапура, Таиланда и, возможно, Индии. Следовательно, у «вероятного противника» России есть, как минимум, семнадцать заинтересованных «глаз», пристально наблюдающих за происходящим на планете Земля.
До недавнего времени считалось, что шпионская кооперация в свободном мире этим и ограничивается. Однако в конце мая журнал The Economist разнес весть об еще одном секретном союзе, который условно называется Maximator и существует с 1976 года. Сегодня этот пакт европейских спецслужб объединяет Германию, Данию, Нидерланды, Швецию и Францию. Весьма любопытно, что свое название тайный альянс получил от одноименной марки баварского пива, которое представители германской, датской, нидерландской и шведской разведок пили на своей первой встрече в пригороде Мюнхена.
Интересы Maximator сосредоточены главным образом на перехвате и расшифровке переписки дипломатов и военных. Иногда европейцы кооперируются с Five Eyes, но нередко действуют автономно от заокеанских партнеров. Во всяком случае, Германия своевременно предупредила других членов этого шпионского сообщества о том, что швейцарская компания Crypto AG ведет двойную игру в пользу ЦРУ.
Все эти нюансы взаимоотношений внутри иностранных спецслужб сейчас, как, наверное, никогда важны для России. После доклада Five Eyes, в котором они прямо обвинили Китай в сокрытии данных о коронавирусе, российская сторона стоит перед мучительным выбором: с кем быть? И едва ли Владимиру Путину удастся долго балансировать между Дональдом Трампом и Си Цзиньпином. Выбор для правителя, загнавшего самого себя в цугцванг, что и говорить, непростой.
А тем временем российская власть как ни в чем не бывало «бомбит Воронеж». Как будто нет ничего более важного, чем борьба с «Википедией». С 7 июня определенно провластные активисты, использующие набившие оскомину аргументы, пытаются удалить из сетевой энциклопедии статью «Массовая слежка в России». Понятно, что путинское предложение заменить «Википедию» «Большой российской новой энциклопедией в электронном виде» (какова лексика!), как обычно, вступает в противоречие с реальностью. Однако немалые деньги на этот малоперспективный проект уже выделены и их как-то нужно отрабатывать.
Самое интересное, что в указанной статье не содержится никакой сногсшибательной информации. Таковой можно считать, да и то с большой натяжкой, разве что упоминание о некой аналитической системе российского производства. Ее, согласно «Википедии», используют для слежки в Интернете спецслужбы России и неназванных стран фактически несуществующего СНГ. Словом сказать, это, скорее всего, очередная неуклюжая попытка сетевой цензуры в угоду властям.
Неизменная повторяемость событий российской истории не прибавляет оптимизма. В который раз силы тратятся на бессмысленную борьбу со следствием, а не с причиной позорного социального явления. При том, что прекратить массовую слежку, сосредоточив ее только на настоящих преступниках, как ни парадоксально это звучит, даже проще, чем удалить соответствующую статью из «Википедии».
Равным образом не имеет смысла гнаться за Соединенными Штатами. Это государство без малого два с половиной столетия не изменяет своим основным принципам и после всех передряг становиться только сильнее. А в России за неполный век с треском развалились два антагонистических государственных режима, зацикленных на политической слежке и до известного срока казавшихся несокрушимыми.