Почему акции протеста в Хабаровске — более важная вещь, чем обнуление сроков Путина и тем более остальные поправки в Конституцию?
Во-первых, никто не сомневался, что Путин хочет править всегда. Споры были только о том, в каком формате он будет это делать, а оно важно только для прошаренных политологов. Я лично еще после той самой рокировочки сказал, что он собрался сидеть до моей пенсии. А вот существование в России политиков, которые могут собирать людей столько, сколько собирал Ельцин в конце 80-х и начале 90-х годов, было сомнительно. Причем ведь и Ельцин, и Фургал — это протестное голосование за что-то новое, за обновление.
Во-вторых, мы примерно знали, что в стране много всяких бюджетников и прочего зависимого электората, который считает возможным голосовать за вечного Путина на пеньке и за гаражами. Но для меня новость, что сейчас возможны массовые протестные митинги, причем со строго политической повесткой, да еще и не в Москве.
В-третьих, если голосование обнулило сроки Путина, то митинги как минимум в Хабаровске обнулили голосование. Оно, как мы видим, совершенно ничего не значит, в том числе и для Путина. Он вынужден считаться не только с теми, кто голосовал за гаражами, но и с теми, кто выходит на митинги.
И еще несколько уроков Хабаровска, которые делают его политическим событием года по крайней мере пока.
Нет никакой разницы между согласованной и несогласованной акцией, она обнулена. Разогнать могут разрешенный митинг и не будут трогать тот, который мерзкая карлица называет «незаконным», — все зависит от количества участников.
Никакие губернаторские выборы в ближайшее время отменены не будут, потому что для регионов это действительно ценность. Любые попытки это сделать могут стать началом конца. Да я бы и не исключал, что отпустят самого Фургала. Может быть, не прямо завтра, может, под подписку или домашний арест, но его привезут в Хабаровск. Кроме того, охранную грамоту Дальний Восток дал, скажем, Коновалову в Хакасии и Сипягину во Владимирской области.
Хабаровск — первый массовый протест не «мерзких либералов», а глубинного народа. На него, как мы видим, совсем не действуют сказки про Навального, Госдеп и лично Наталью Арно. Более того, они видят, как их пугают коронавирусом, которого не было на голосовании по обнулению, и терактами. Тоже не действует. И если раньше в Кремле думали, что это «мерзкие либералы» протестуны, а глубинный народ за Путина, то теперь картинка стала другой.
Ну и повторю, что Россия идет по пути Белоруссии. Нестрашно списывать и срисовывать. Протестный актив и глубинный народ объединяют умеренные политики, не радикалы, которые может быть и оппозиционны, но системны. Вот Фургал как раз такой. Это, если хотите, русский Бабарико. Ровно поэтому власть в России имеет все шансы проиграть не Навальному, а «умному голосованию», которая вынесет наверх в каждом регионе своего Фургала или Бабарико.