Тревожный сигнал для НАТО и Евросоюза поступил из Греции. Правительству Алексиса Ципраса удалось сформировать удивительно крепкие связи с Кремлем.
Однако Греция слишком важна для альянса, и Запад должен сделать сдерживание российского влияния на «родину демократии» своим приоритетом.
Особые отношения Греции с Россией — возможно, даже «самые особые» среди стран НАТО — ни для кого не являются секретом, потому что народ Эллады ощущает гораздо больше дружелюбия со стороны Москвы, чем со стороны своих формальных союзников, сказал «Ридусу» журналист из Афин Афанасис Авгеринос.
«Независимо оттого, какое правительство находится у власти в Греции, социалистическое или консервативное, у самих греков не снимается вопрос: для чего и против кого мы дружим с Атлантическим альянсом, что делают американские военные базы, например, на Крите?» — говорит он.
После свержения режима «черных полковников» в 1974 году народ Греции сразу начал задавать эти вопросы: Москва наш стратегический противник при том, что греки и русские имеют общую религию и никогда между собой не воевали, и территориальных претензий друг к другу тоже не имеют. При этом у нас в союзниках оказалась Турция, которая и по религии нам чужая, и на наши острова претендует, и в том же 1974 году отхватила половину Кипра.
«Западные комментаторы, которые всполошились из-за хороших отношений между Ципрасом и Путиным, просто плохо знают историю. Греция вышла из военной организации НАТО именно для того, чтобы не быть товарищами по оружию с турками. Мы как народ не очень понимаем, зачем наша страна предоставляет свою территорию и воздушное пространство для авиаударов по Ираку или Ливии, с которыми у Афин всегда были хорошие отношения», — говорит Авгеринос.
Общественное мнение Греции вполне естественным образом поэтому, безо всякой «кремлевской пропаганды», настроено более чем прохладно в отношении своих «союзников» в первую очередь Турции и во вторую — США.
Именно в Афинах в начале июля прошла конференция «Нет войне. Нет НАТО», приуроченная к саммиту Североатлантического альянса в Варшаве.
И точно так же органично греки ощущают Россию как доброжелательного и разумного партнера. И в Афинах еще больше раздражаются из-за того, что Греция несет на себе бремя российских антисанкций, в которых ни она, ни Москва не заинтересованы. По сути, в данном случае Евросоюз таскает каштаны из огня руками греков.