В первом же своём вступлении в палате общин новый премьер Великобритании Тереза Мэй заявила, что отказ страны от ядерного оружия «явился бы существенной ошибкой». Отвечая на вопрос одного из парламентариев, готова ли она лично санкционировать ядерный удар, который может убить сотни тысяч людей, глава британского правительства, воспользовавшись логикой, в соответствии с которой ядерное оружие для того и существует, чтобы его применять, ответила «да». Дескать, «враги» должны это знать.
В качестве источников угроз Т. Мэй назвала Россию и Северную Корею…
Заявление Терезы Мэй ложится в одно русло с недавней публикацией The Washington Post, в которой утверждалось, что администрация Барака Обамы, возможно, предложит России продлить действие договора СНВ-3. В обоих случаях речь идет о динамике изменений в арсеналах ядерного оружия, которым обладает на сегодняшний день достаточно большая группа государств.
11 июля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле ничего не известно о планах американской администрации предложить России продлить действие договора СНВ. То, что The Washington Post не указала источник своей информации, дало основание некоторым экспертам предположить, что таким образом американская сторона зондировала позицию Кремля по данному вопросу. Однако на самом деле источник известен. 2 апреля на пресс-конференции по итогам саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне Барак Обама высказался за продолжение переговоров с Россией о сокращении ядерных арсеналов. Чуть раньше, в феврале, к этому призвал госсекретарь Джон Керри.
Однако ситуация в сфере ядерных вооружений в мире сегодня настолько сложна, что сам по себе призыв сокращать ядерные арсеналы, от кого бы он ни исходил, может не только не снизить опасность возникновения глобального конфликта, но, напротив, обострить её.
Напомним основные параметры СНВ-3, подписанного президентами России и США 8 апреля 2010 г. в Праге и вступившего в силу после его ратификации Государственной думой и конгрессом 5 февраля 2011 г. с 10-летним сроком действия. Он предусматривает сокращение развёрнутых стратегических носителей (межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжёлых бомбардировщиков) с каждой стороны до 700 единиц и до 1 тыс. 550 ядерных боезарядов на них. По данным на 1 сентября прошлого года, РФ имела 526 развёрнутых носителей и 1 тыс. 628 боеголовок на них, США соответственно – 762 носителя и 1 тыс. 538 боеголовок.
Новым примерным порогом, до которого РФ и США могли бы понизить число ядерных зарядов, всё чаще называют 1 тысячу единиц. Кстати, к сокращению именно до этого рубежа призвали две ведущие ядерные державы - участницы упомянутого Вашингтонского саммита по ядерной безопасности. Учитывая, что формат этого саммита – изобретение Барака Обамы, не будет большим преувеличением сказать, что в данном случае его участники выразили позицию уходящего президента США.
Однако именно это количество – 1 тысяча ядерных зарядов – многие российские эксперты считают критическим, ибо если ПРО США будет развиваться нынешними темпами, то уже в ближайшие годы она сможет обеспечить перехват такого количества боеголовок. Америка же не только не собирается сворачивать свои планы по развёртыванию НПРО во всех концах мира от Европы до Южной Кореи, но и втягивает в их реализацию союзников по НАТО.
Побуждая российскую сторону к снижению ядерного порога, Вашингтон, разумеется, не распространяется о том, что он рассчитывает на дальнобойные крылатые ракеты, которые по силе удара становятся сопоставимыми с ядерными боеприпасами. При этом рост потенциала крылатых ракет – обратим на это особое внимание – не ограничен никакими международными соглашениями, США же имеют в этом виде вооружений значительное преимущество. Так что ответ на вопрос, что произойдёт с паритетом сил России и США в случае дальнейшего и формально равного снижения числа ядерных боеголовок, представляется очевидным.
С каждым годом возрастает значение ещё одного фактора, побуждающего Москву с осторожностью подходить к дальнейшему сокращению своих стратегических ядерных сил (СЯС) и заставляющего с повышенным вниманием отнестись к планам модернизации британского ядерного потенциала. А именно: кроме РФ и США, никакая из стран-членов ядерного клуба в переговорах по сокращению ядерных арсеналов никогда в истории не участвовала и не участвует. В первую очередь речь идёт о Великобритании и Франции – союзниках США по НАТО.
В настоящее время стратегические ядерные силы Великобритании представлены эскадрой подводных лодок, состоящей из четырех лодок типа Vanguard. Они оснащены баллистическими ракетами Trident-2 (16 ракет с разделяющейся головной частью с блоками индивидуального наведения, способных нести до восьми боеголовок мощностью 0,1–0,15 Мт). Общий запас ядерных боеголовок составляет примерно 500 единиц.
Подчеркнём: британский штаб обороны, являющийся высшим органом управления атомными подлодками с баллистическими ракетами, при планировании боевого применения СЯС организует рабочее взаимодействие с оперативным стратегическим командованием вооружённых сил США и органами управления НАТО.
Судя по тому, что Лондон намерен к 2030 г. заменить находящиеся ныне в строю подводные лодки с баллистическими ракетами типа Vanguard на новейшие подводные ракетоносцы типа Successor, Соединенное Королевство и не думает об участии в работе по сокращению ядерных арсеналов. Лондон намерен потратить на модернизацию собственных СЯС €31 млрд ($40 млрд).
Значительным потенциалом располагает и Франция. Её запасы ОМП превышают 400 термоядерных боеголовок. Основу французских СЯС составляют четыре стратегические атомные подводные лодки Triomphant, каждая из которых оснащена 16 баллистическими ракетами с шестью ядерными боеголовками на каждой мощностью не менее 0,15 Мт.
Помимо стратегического ядерного оружия Франция имеет ещё и тактическое – 60 крылатых ракет ASMP класса «воздух-земля», находящихся на вооружении ВВС и 10 – ВМС. Ракеты базируются на новейших французских многоцелевых истребителях четвёртого поколения Rafale. Имеющихся 120 истребителей Rafale, 40 из которых – палубного базирования, вполне достаточно для обслуживания 90 ракет.
Париж, как и Лондон, никогда не планировал подключиться к процессу сокращения ядерных запасов.
Россию, которая имеет все основания рассматривать запасы ядерного оружия у трёх государств-членов НАТО как консолидированный потенциал, превышающий её собственный, такое положение дел устроить не может. Россия и так уже сократила свой арсенал до уровня конца 1950-х — начала 1960-х годов, заявил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, отвечая на призыв Дж. Керри. И явно обращаясь к иным членам расширяющегося ядерного клуба, С.Рябков подчеркнул: «Мы вышли на рубеж, за которым двусторонние российско-американские переговоры в этой сфере не представляются возможными…»
Договор, который мог бы прийти на смену СНВ-3, должен учитывать в комплексе и возрастающую взаимосвязь между наступательными и оборонительными вооружениями, и опасности размещения тактических ядерных боеприпасов за пределами национальной территории государств-участников договора, а самое главное — он должен стать не двусторонним, а многосторонним.
Юрий РУБЦОВ