© Фото ИА «Росбалт»
Петербургские сотрудники специализированных учреждений для детей-инвалидов и представители профильных общественных организаций выступили за увеличение возраста совершеннолетия для людей с ментальной инвалидностью.
«Это хорошая инициатива. Будет просто замечательно, если возраст совершеннолетия таким ребятам увеличат хотя бы до 23 лет, ведь мы не просто так называем их „вечными детьми“. Сейчас, например, 18-летних и старше при необходимости уже везут в больницу для взрослых, и это влечет за собой большие сложности, так как им показан другой уход. Да и многих других вещей это тоже касается — у педагогов было бы больше возможности реализовать свои программы потому, что у наших ребят совсем другой темп. Все контраргументы, которые могут звучать в этом поле, касаются гиперопеки и звучат реплики в духе „мы тормозим развитие ребенка“. Но я искренне убежден, что так могут считать люди, которые мало знакомы с положением дел. По закону ребята из детских домов в 18 лет имеют право получить квартиру и выйти в самостоятельную жизнь, но реальное положение дел таково, что многие из наших и в 35 не всегда готовы. Не все обычные дети в 18 лет готовы к самостоятельной жизни. А для наших ребят увеличение возраста совершеннолетия хотя бы до 23 лет точно будет в плюс, это пойдет на пользу всей системе реабилитации людей с умственной отсталостью», — считает Валерий Асикритов, член президиума ГАООРДИ, директор государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития № 1» Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, заслуженный учитель Российской Федерации. Похожего мнения придерживается Светлана Феофанова, президент АНО «Центр социальной помощи «Белая ворона», мать девушки с ментальными нарушениями.
«Дети с умственной отсталостью в 90% случаев и в 23 года не готовы к самостоятельной жизни от слова „совсем“ — независимо от того, проживает ли такой ребенок в семье или в интернате. Это конечно же, зависит от того как прививали ребенку навыки самообслуживания. Для проживающих в интернате молодых людей даже с легкой и средней степенью умственной отсталости нет возможности организовать воспитание так, чтобы привить все эти навыки, а родители часто стараются оградить свое болящее дитя от бытовых забот, взвалив все на себя. Возраст совершеннолетия для таких детей, конечно же, необходимо увеличить. Но нужна системность в воспитании таких детей, и этому должно быть уделено больше внимания со стороны государства. Пока же в российском обществе очень сильна стигматизация людей с умственной отсталостью. Это очень плохо для России», — уверена она. Напомним, на заседании экспертного совета РФ по правам детей, оставшихся без попечения родителей, правозащитница Ольга Зуева высказала мнение, что для имеющих легкую умственную отсталость возрастом совершеннолетия следует считать 20-21 год, для имеющих среднюю и тяжелую — 23 года. Таким образом речь идет об учащихся коррекционных школ восьмого типа, жителях психоневрологических интернатов и детских домов для инвалидов. Инициативу Ольги Зуевой включили в резолюцию, которую направят президенту России Владимиру Путину, в Совет Федерации и правительство РФ. «Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.