150 миллиардов долларов могли бы пойти на развитие пенсионной системы
Чтобы в ближайшие десятилетия российские пенсионеры – и работающие, и неработающие – смогли получать прибавку к пенсии в среднем 12 тыс. руб. за год без повышения пенсионного возраста, стране понадобилось бы дополнительно найти около 11 трлн руб. Сейчас это почти половина годового объема доходов федерального бюджета. По текущему курсу это около 150 млрд долл. – примерно столько новейшая Россия, по разным оценкам, простила другим странам накопленных с советского периода долгов. «Арифметическое упражнение», – скажут скептики, ссылаясь на иные договоренности стран. Но не стоит забывать, что такое «безвозмездное» кредитование – это еще и изъятие ресурсов из развития экономики, вычет из благополучия граждан.
В этом году долговые обязательства других стран перед Россией, включая требования по обязательствам перед бывшим СССР, Минфин оценивал более чем в 41 млрд долл. Но эта сумма не учитывает те долги, которые были накоплены странами еще с советского периода и в том или ином виде прощены, списаны, заменены на иные договоренности, преференции и обязательства.
Среди наиболее крупных долгов, которые списывала другим странам Россия, обычно упоминаются, например, долги Кубы: в начале 2010-х было подписано соглашение, по которому Куба могла не возвращать России 90% от долга, составившего на момент подписания 35 млрд долл. Списывались долги странам Африки, о чем несколько раз сообщал президент Владимир Путин – речь шла о списании более 20 млрд долл. Заключалось соглашение и с Ираком – о поэтапном списании почти всего долга, который оценивался почти в 13 млрд долл. Почти 12 млрд долл. было списано Афганистану, Монголии – более 11 млрд долл., КНДР – около 11 млрд долл., Сирии – примерно 10 млрд долл., Вьетнаму – около 9,5 млрд долл. и т.д.
Список стран еще длиннее – и в целом, по приблизительным оценкам, речь может идти о сумме в размере от 100 до 150 млрд долл. Ее в разное время упоминали то депутаты, задавая вопросы министрам, то сами же действующие и бывшие чиновники. Например, в середине нулевых представители Минфина оценивали размер задолженности развивающихся государств перед Россией почти в 90 млрд долл., это был внушительный «остаток» после прощения ряду стран примерно 20 млрд долл. О совокупной задолженности перед СССР в размере 150 млрд долл. сообщал в интервью в начале нулевых Александр Шохин (ранее работал в правительстве).
Несколько лет назад в ходе одного из своих выступлений после вопросов из зала рассуждал о происхождении цифры в 140 млрд долл. и глава МИД РФ Сергей Лавров. «Здесь нужно принимать в расчет, что тогда долги калькулировались в ситуации, когда СССР не был неотъемлемой частью международной валютно-финансовой системы, рубль не был в нее интегрирован, и курс просто устанавливался Госбанком Советского Союза. Некоторые могут помнить, когда доллар стоил 63 копейки. Если считать по этому курсу долги, а их СССР раздавал немало, прежде всего странам, боровшимся против колониализма, за независимость (в основном это была военная помощь), то, конечно, это далеко от реальности», – отмечал он. Судя по тексту соглашений, «советская» задолженность других стран пересчитывалась по курсу 0,6 руб. за 1 долл. И эти долги «на девяносто с лишним процентов были невозвратными», признавал министр.
Тем самым сначала у одних поколений из текущего развития изымались средства, ресурсы, а затем эти средства, как можно судить, не «окупились» – по крайней мере, в финансовом плане, с точки зрения валютных поступлений в страну, притока доходов в бюджет. Чтобы оценить масштаб, можно – конечно, со всеми возможными для этого случая оговорками – пересчитать сумму прощенных Россией полностью или частично долгов по текущему курсу. Получится около 11 трлн руб. Сейчас это почти половина годового объема доходов федерального бюджета РФ: в 2021 году доходы бюджета ожидаются на уровне почти 19 трлн руб.
С чем еще можно сравнивать такую сумму? Можно сделать еще один приблизительный расчет. Например, предполагалось, что благодаря повышению пенсионного возраста в предстоящие шесть лет страна сможет ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тыс. руб. То есть ежегодная прибавка должна будет составлять у среднестатистического неработающего пенсионера около 12 тыс. руб., следовало из объяснений вице-премьера Татьяны Голиковой.
Численность граждан, получающих пенсию по старости, составляет в России, по Росстату, примерно 36 млн человек: на начало 2018-го, до пенсионной реформы, было побольше (36,3 млн), на начало 2021-го стало поменьше (35,7 млн).
Итак, суммы в 11 трлн руб. – опять-таки при всех оговорках – сейчас бы хватило на то, чтобы каждому пенсионеру вне зависимости от того, работает он или нет, страна обеспечивала ту самую прибавку 12 тыс. руб. в год на протяжении нескольких десятилетий. И при наличии таких ресурсов гипотетически можно было бы, например, не торопиться с повышением пенсионного возраста.
Конечно, такие расчеты можно назвать арифметическим упражнением, которое не отражает многих тонкостей межгосударственных договоренностей, но они наглядно показывают масштаб изъятых из развития или недополученных экономикой ресурсов.
Эксперты указывают на некоторые нюансы. «Во-первых, программа государственных кредитов не носит открытого характера, большая часть информации засекречена, поэтому точные суммы подсчитать затруднительно. Во-вторых, многие кредиты выдавались еще в советские времена, в другой геополитической и экономической реальности. По многим списанным кредитам были получены конкретные политические и экономические преференции», – пояснила «НГ» доцент РАНХиГС Кира Сазонова. Поэтому, по ее словам, неправильно считать списанные долги реальными деньгами.
«Традиционно большие суммы по долгам списываются африканским странам, – продолжила эксперт. – Во многих африканских государствах присутствуют российские экономические и политические интересы». «Безусловно, в процедуре списания долгов присутствует аспект, связанный с «платой за лояльность». И это понимает любая держава, обладающая серьезными внешнеполитическими амбициями. Решение глобальных геополитических задач стоит больших денег. Объемы средств, которые Китай вкладывает сегодня в Африку и Среднюю Азию, просто огромны», – считает Сазонова.
«С формальной точки зрения Россия недополучила огромные суммы в виде процентов и потеряла суммы основного долга, – говорит главный инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций» Максим Шеин. – Однако это только одна сторона медали. На другой – выгодные контракты и преференции российскому бизнесу в этих странах. Не везде, разумеется».
«Бывает, что реструктуризация долгов происходит параллельно с подписанием новых контрактов», – отметил руководитель департамента компании «Универ Капитал» Андрей Верников. Долг может предоставляться, чтобы стимулировать экспорт собственной продукции, продолжила доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Татьяна Скрыль. А это уже сказывается и на ВВП. Причиной же списания долгов могут служить «геополитические интересы», отметила она: «Условием списания средств может служить размещение военно-политических сил на территории иностранного государства».
Основную часть задолженности составляли кредиты на поставки советской военной техники, кредитование многих стран «третьего мира» в советское время имело в большей степени политическую, чем экономическую основу, продолжил завкафедрой международной безопасности и внешнеполитической деятельности Института права и национальной безопасности РАНХиГС Александр Михайленко. В качестве примера он привел списание долгов Алжиру и Ливии, которое предполагало военно-техническое сотрудничество. «А на предприятиях оборонно-промышленного комплекса производится и высокотехнологичная гражданская продукция», – обратил внимание эксперт. «Наличие задолженности становится препятствием для дальнейшего развития экономических обменов со странами-должниками, поэтому Россия стремится к урегулированию долговых проблем», – пояснил Михайленко. Но даже если бы Россия и добилась возврата долгов именно в такой сумме, то само по себе наличие средств не обязательно привело бы к росту ВВП, доходов населения, ведь встает также вопрос их эффективного использования, считает эксперт.
Списание Россией безнадежных долгов развивающихся стран приносит политические дивиденды и отвечает экономическим интересам РФ, уверял ранее и министр финансов России Антон Силуанов. Но часть экспертов все же указывает и на проблему изъятия из благосостояния с не всегда ощутимыми, в том числе политическими, бонусами.
«Логично предположить, что если мы прекратим политическое кредитование сомнительных стран, благосостояние россиян постепенно будет повышаться», – отметил аналитик компании «Финам» Сергей Переход. При этом, как указал эксперт, многие из списанных долгов, судя по всему, не имели сугубо экономической целесообразности еще на момент выдачи. По его словам, не все страны демонстрируют такую щедрость, как Россия, так что, возможно, и властям РФ стоило бы в будущем нацеливать внешнюю кредитную политику «на благосостояние россиян, а не наоборот».
«Если бы деньги использовались внутри страны, они позволили создать рабочие места, что само по себе подстегнуло бы экономику. Если бы эти деньги были возвращены в экономику, они приносили бы прибыль. И можно было бы не просто закрыть дырки в бюджете и Пенсионном фонде, а получить постоянный источник дохода, который мог бы предотвратить само появление этих дыр», – считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Но мы, по его словам, изначально искали союзников, а не эффективное вложение денег, и получили заверения в дружбе. Хотя не все эти заверения потом были действительно в полной мере реализованы.