У России из-за приостановки членства в Совете Европы и ПАСЕ есть повод «забыть о бессмысленных богадельнях» и вернуть смертную казнь, заявил Медведев. Клишас напомнил, что мораторий ввел КС, госорганы не могут изменить эту позицию
Приостановка членства России в Совете Европы и ПАСЕ — это «хорошая возможность восстановить ряд важных институтов для предотвращения особо тяжких преступлений в стране», заявил зампред Совбеза, бывший президент и экс-премьер России Дмитрий Медведев.
Он пояснил, что имеет в виду смертную казнь, «которая, кстати, активно применяется в США и Китае».
По словам Медведева, ограничение на членстве в Совете Европы — «неплохой повод, наконец, хлопнуть дверью и забыть об этих бессмысленных богадельнях навсегда».
Глава конституционного комитета Совфеда Андрей Клишас в разговоре с «РИА Новости» напомнил, что мораторий на смертную казнь в России ввел Конституционный суд (КС), и ни один орган власти не может преодолеть эту позицию. «Я свою позицию высказывал много раз. Она не поменялась», — сказал он.
Даже если Россия в ответ на ограничительные меры со стороны Совета Европы решит выйти из организации и денонсировать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) и протоколы к ней, «автоматического возвращения смертной казни как вида уголовного наказания произойти не может», соглашается в беседе с РБК юрист Ольга Подоплелова.
«Конституционный суд в 2009 году разъяснил, что в России сохраняется бессрочный мораторий на применение смертной казни. Даже если положения о смертной казни не будут отменены законодателем, мораторий не может считаться оконченным, и этот вид наказания не может ни назначаться, ни применяться — во всяком случае без повторного возвращения Конституционного суда к этому вопросу», — добавила Подоплелова.
Решения Конституционного суда о невозможности назначения или применения смертной казни продолжают действовать независимо от представительства России в Комитете министров Совета Европы или участия ее депутатов в Парламентской ассамблее, соглашается в разговоре с РБК главный редактор журнала «Бюллетень ЕСПЧ» Юрий Берестнев.
Конституционный суд не раз подчеркивал, что «возвратить смертную казнь невозможно»: «Отказ от смертной казни — необратимый процесс, и он состоялся», — сказал РБК федеральный судья в отставке, бывший начальник отдела Государственно-правового управления президента и бывший замначальника правового управления аппарата Госдумы Сергей Пашин.
«Даже если мы отзовем свою подпись под протоколом № 6 к Европейской конвенции, который в 1996 году подписал Ельцин, у нас есть Конституция, статья 20, которая говорит о том, что смертная казнь существует лишь впредь до ее полной отмены. Кроме того, у нас есть решения Конституционного суда. В 1999 году он провозгласил невозможность не только исполнения смертной казни, но и невозможность ее назначения приговором суда. А потом в нескольких решениях указал, что возвратить смертную казнь невозможно», — рассказал Пашин.
Таким образом, по его словам, чтобы вернуть смертную казнь, потребовалось бы во-первых принять Федеральный конституционный закон «О конституционном собрании». Проект такого ФКЗ, который определял бы порядок работы конституционного собрания, несколько раз вносился в Госдуму, на сегодняшний день он не принят. Согласно российскому основному закону, созыв Конституционного собрания требуется, когда более 3/5 членов обеих палат парламента высказываются за изменение глав 1,2 и 9 Конституции. Статья о смертной казни входит в главу 2.
Далее потребовалось бы изменить статью 20 Конституции, а затем добиться от Конституционного суда «решений противоположных тем, которые он принял», объясняет Пашин.
Накануне из-за проведения российской военной операции на Украине комитет министров Совета Европы решил ограничить Россию в правах в этой организации. Ограничения касаются представительства России в двух органах СЕ: Комитете министров и Парламентской ассамблее, в то же время Россия остается в юрисдикции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который продолжает работать с жалобами против России. В Совете уточнили, что это не означает исключение: Россия остается членом организации и участником соответствующих конвенций СЕ, включая Европейскую конвенцию о правах человека, поэтому российский судья в ЕСПЧ остается членом суда. Приостановление — это временная мера, оставляющая открытыми каналы связи, заверили в СЕ.
В Советском Союзе и России до середины 1990-х годов суды назначали смертную казнь. Мораторий на нее появился в 1997 году, после того как Россия вошла в Совет Европы и подписала протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека об отмене смертных приговоров в мирное время. С этого момента смертную казнь в России запрещено применять согласно Венской конвенции. Фактически ее не применяют с 1996 года.
В 2017 году председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил, что мораторий на смертную казнь в стране можно отменить исключительно по итогам референдума.
В декабре прошлого года возможность возврата смертной казни в России на определенном историческом этапе допустил глава КС Валерий Зорькин. Он посчитал, что вопрос об этом нельзя закрыть до тех пор, пока существует практика умышленных убийств. Председатель комитета Госдумы по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников, комментируя точку зрения Зорькина, заявил, что снятие моратория на высшую меру наказания в стране невозможно по юридическим и эмоциональным причинам. Парламентарий указал, что в России и других государствах допускается много судебных ошибок, а смертная казнь — необратимая ситуация: «Мы этот период прошли, и, надеюсь, мы к нему не вернемся».
Российский президент Владимир Путин объявил о начале военной операции на Украине утром 24 февраля, объяснив свое решение «демилитаризацией и денацификацией Украины». Многие государства осудили действия российских властей и ввели против страны санкции, которые затронули финансовый, оборонный, энергетический, авиационный и другие сектора. Кроме того, Евросоюз ввел ограничения против членов Совбеза, в том числе Медведева. Тот заявил, что «эти чудесные запреты, конечно, ничего не изменят».