ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В последнее время много спекуляций по поводу курса рубля по отношению к мировым валютам. Причем специфические интерпретации идут с обеих сторон. Официальная пропаганда четко придерживается линии: курс доллара снижается, а рубль укрепляется. В либеральном и свободомыслящем сегменте граждан говорят об административной природе официального курса и невозможности купить валютную наличность.
При этом на черном рынке курс рубля к валютам за последние недели также укрепился, однако перспективы либерализации и свободной конвертации валют в стране ограничены.
Вряд ли в ближайшие месяцы стоит ожидать такой либерализации: государству не очень выгоден крепкий рубль, однако административный курс валют выгоден ему еще больше. Плюс Евросоюз и США запретили ввозить наличность в Россию, а доверие к банковскому сектору в сегменте «средний класс и выше» в России невелико.
Многие вспоминают дефолтные практики 1998 г., когда банки замораживали валютные счета, а затем расчеты по ним производили в рублях по курсу до дефолта. И сейчас у Центробанка есть возможность сделать что-то подобное, хотя очевидно, что регулятор не хочет доводить дело до этого.
Фактор укрепления рубля коррелирует с таким (очень косвенным) показателем, как отток населения из страны. Этот процесс в марте носил достаточно масштабный характер (по некоторым оценкам, несколько сотен тысяч человек) и провоцировал ситуативный спрос на валюту. Уехало также много иностранных студентов, обучавшихся в российских вузах, и часть трудовых мигрантов.
Сейчас спроса на валютную наличность намного меньше — аналогично и зарубежный туризм, поддерживающий обычно высокий спрос на наличные доллары/евро, сейчас не актуален.
Мнение о том, что мерилом курса рубля к доллару является «курс» на AliExpress, не соответствует действительности и является упрощенным. На ценообразование на импортную продукцию оказывает значительное влияние разрыв логистических цепочек и наличие запасов того или иного товара на складах (в том числе и товаров китайского производства). Этот фактор закладывается в удорожание цен товаров как в долларах, так и в рублях. Достаточно посмотреть динамику цен на товары длительного пользования импортного производства. Чем меньше будет товаров на складе (от импортной резины для автомобилей до детских конструкторов Lego) — тем выше будет розничная цена.
Концептуально же в России происходит схлопывание общества потребления, которое заменяется экономикой выживания. В рамках этой новой реальности валюта и перспективы выезда за границу в качестве туриста будет «грозить» не более 10% граждан страны. Причем большинство таких граждан будут сконцентрированы в Московии и Питерской агломерации. Это усилит разрыв (экономический, культурный, ментальный) между центром и периферией внутри страны.
Telegram-канал
Scriptorium (политолог Дмитрий Михайличенко и экономист Александр Баврин)