Президент Путин на ПМЭФ в Питере вроде как признал, что «штурмовать донецкие укрепрайоны нецелесообразно», но это ничего не значит.
Большая ирония состоит в том, что Донбасса, по большому счету, не нужен ни одной из сторон.
Донецкий угольный бассейн начали ведь разрабатывать еще при царе, в 19 веке. Потом за него очень активно взялась Соввласть – понастроили шахт, металлургических и прочих комбинатов, навалили целые рукотворные горы – терриконы…
Однако – это ведь всё истощилось и устарело уже к началу «нулевых». Шахты старые, многие почти выработанные; из-за угля приходится забираться всё глубже, качество угля в среднем (за исключением считанных шахт) низкое, растет стоимость добычи и учащаются аварии с человеческими жертвами.
Металлурги приносили Украине «живую валюту», но при этом все поражались (это я слышал сам, когда работал на Донбассе в 2003 году), что льют они металл на оборудовании 30-50х годов, на мартеновских печах – когда уже даже в России комбинаты один за другим переходили на более современные способы производства.
В общем, Донбасс уже в «нулевых» был нерентабельным. Киев постоянно жаловался, что вынужден поддерживать жизнь в донбасских предприятиях, давая различные льготы и дотации, только из-за «социальной значимости» региона.
Просто никто не представлял себе, что делать с населением Донбасса, если дотации прекратить. Шахты закроются, предприятия встанут – и куда пойдут люди? Куда девать такую ораву – под 10 млн. человек? Чем ее занять?
И вот, получается, на все эти вопросы отвечает... спецоперация. Вопрос «решается сам собой». Однако есть очень сильные сомнения, что в итоге, после всего Донбасс кто-то станет всерьез восстанавливать.
Во-первых, кто, а во-вторых – зачем? Основа Донбасса – уголь. Но если верх возьмет Украина, вот-вот кандидат в члены ЕС – в Европе взят курс на полный отказ от угля; а если Донбасс возьмет Россия – в РФ своих шахт навалом, и себестоимость российского угля много ниже.
Возрождать металлургию? Но понятно, что надо возводить комбинаты почти с нуля. А это – огромные, грандиозные вложения, которые надо совмещать с построением также с нуля гражданской инфраструктуры (работникам надо будет где-то жить, учиться и так далее).
Где взять на это деньги, учитывая, что мир и так на глазах накрывает волной грандиозного экономического кризиса?
В РФ уже объявили, что «на месте Азовстали мы разобьем парк», вроде как «ради экологии». А откуда у Украины будут деньги на воссоздание Азовстали, которую весь Советский Союз строил 10 лет?
И главное – кому «возрожденные металлургические гиганты» Донбасса станут продавать сталь? В мире сейчас и без них стали полно. Думается, что просто не найдется настолько безбашенных инвесторов.
В общем, есть сильное подозрение, что на территории Донбасса назревает что-то вроде «второго Чернобыля» – еще одна «зона отчуждения».