Премьер-министр России Дмитрий Медведев выступил на Всероссийском педагогическом совещании. Первым делом председатель правительства представил участникам мероприятия нового министра образования РФ Ольгу Васильеву.
«Два слова скажу просто для того, чтобы передать бразды правления, а заодно и представить нового министра науки и образования Ольгу Юрьевну Васильеву. Прошу любить и жаловать», — сказал премьер, после предоставив слово новоявленному министру.
«Традиционно педагогические собрания проходят в августе. Работники образования собираются вместе, говорят о задачах, которые надо решить в следующем году, но чем отличается этот педсовет — впервые такое совещание имеет всероссийское значение», — заявила Ольга Васильева.
Она рассказала, что в этом году в педсовете участвуют 83 региона, 680 представителей государственных исполнительных органов власти, педагогической, родительской и профессиональной общественности.
«Педсовет актуализировал вопросы работы над поручениями президента и правительства России, была предоставлена возможность проанализировать текущую ситуацию и обсудить волнующие детей и родителей вопросы», — цитирует Васильеву газета «Взгляд».
Эксперт: Ольга Васильева — лекарство от Ливанова
Ранее политолог Дмитрий Орлов заметил, что «отставка Дмитрия Ливанова и назначение на его место Ольги Васильевой — масштабная политическая победа Дмитрия Медведева».
Именно премьер-министр и лидер «Единой России» инициировал решение, принятое президентом. Именно Медведев выступает за кардинальную коррекцию образовательной реформы в интересах населения, а также профессионального учительского, вузовского, преподавательского сообщества,подчеркнул эксперт.
Орлов также считает, что перемены в Министерстве образования — доказательство последовательности политики единороссов, которые не раз выступали против действий бывшего глава ведомства Ливанова, вызывающих неприязнь со стороны профессионального сообщества педагогов и населения страны в целом.
Ливанов был «аллергеном» во всех смыслах. «Аллергеном» для граждан — безусловно. «Аллергеном» для учителей, преподавателей вузов и работников науки — несомненно. «Аллергеном» для широкой элитной коалиции, в которой ключевую роль играл первый заместитель главы Администрации президента Вячеслав Володин (а роль публичную — депутат Владимир Бурматов) — конечно. При этом новый министр Васильева понятна и приемлема для всех этих сред,сказал Дмитрий Орлов.
Назначение нового министра стоит воспринимать как знак того, что теперь власть иначе расставляют приоритеты, полагает коллега Орлова, политолог Алексей Зудин.
Жалобы на дефицит государственного внимания к учителям уже давно сопровождают любые обсуждения проблем образования. Именно с учетом данного обстоятельства следует оценивать заявление нового руководителя Минобрнауки, что главным предметом внимания министерства отныне станут учителя, в силу ключевого значения, которое они имеют в образовательном и воспитательном процессе. Это обязывающие слова. После такого заявления мы вправе ожидать важных изменений в политике министерства, повышения внимания к условиям труда и качеству жизни педагогов,уверен эксперт.
Зудин напомнил, что «политика правительства Дмитрия Медведева сделало в предыдущие годы сделала поворот к проблемам учителей реально возможным».
«Давайте вспомним: была улучшена материальная основа школ, реализована программа по 100-процентному обеспечению местами в детских садах, строились спортзалы в сельских школах, проводилась интернетизация школ и вузов, предпринимаются активные усилия по реализации целей, которые поставлены в майских указах Владимира Путина в сфере образования. За последние месяцы получила стремительное развитие программа по строительству новых школ, была возобновлена программа по выпуску школьных автобусов», — цитирует его
РИА Новости.
Рост ученических мест
После представления Ольги Васильевой педагогическому сообществу Дмитрий Медведев перешел к насущным проблемам отечественного образования, которые предстоит решить в самом обозримом будущем.
Премьер заверил присутствующих, что программа строительства новых школ будет полностью выполнена, несмотря ни на какие экономические трудности, и до 2025 года в России будет создано 6,5 миллионов новых ученических мест.
Даже в тот период, когда у нас все весьма непросто с точки зрения денег, мы перешли к программе строительства школ. Хочу вас прямо здесь заверить, что мы эту программу реализуем до конца, чего бы это ни стоило, — говорит Медведев. — В ближайшие 10 лет нам необходимо создать мощности, чтобы осуществлять обучение огромного количества учеников — практически 3,5 млн ученических мест. До 2025 года это приблизительно 6,5 миллионов мест.
Председатель правительства сообщил, что для реализации данной программы власти выделят порядка 25 миллиардов рублей.
В этом году программа даст нам прирост примерно в 50 тысяч ученических мест, это около 100 школ, но это самое начало. В этом, и в последующие годы мы с поставленными задачами справимся,полагает Дмитрий Медведев.
Он также подчеркнул, что правительство РФ готово поддержать отечественных производителей оборудования для школ, если того потребует педагогическое сообщество.
«Если отечественное оборудование вас как педагогов удовлетворяет, тогда мы сделаем ставку именно на российских производителей, потому что нам, конечно, лучше поддерживать своих, а не приобретать китайские всякие колбы, пробирки и глобусы, лучше, если мы будем все это делать у себя дома», — цитирует премьера официальный сайт
«Единой России».
Повышение зарплат педагогов
Правительство намерено скорректировать систему оплаты труда школьных учителей, объявил Дмитрий Медведев.
«Мы готовы сделать так, как вам удобно, как удобно педагогам. Давайте это все обсудим и примем решение. Можем вернуться к некоторым прежним принципам исчисления заработной платы, имею в виду базовую часть, оклад, надбавки и так далее. Можем сохранить те принципы, которые существуют сегодня, когда основной набор решений принимается на уровне школы», — сказал премьер-министр.
При этом глава правительства подчеркнул, что возможные изменения системы оплата труда или введение профессиональных стандартов российских педагогов ни в коем случае не должны ухудшать экономическое положение учителей:
Что бы мы ни делали — и с системой оплаты труда педагогов, и с профессиональными стандартами, это не должны приводить к ухудшению экономического положения учителя, это абсолютно недопустимо. Давайте из этого будем исходить.
Одновременно Дмитрий Медведев поддержал озвученное в ходе совещания предложение об увеличении жалования педагогов дополнительного образования (например, преподавателей школ искусств) до уровня зарплат учителей общеобразовательных школ.
По поводу дополнительного образования я провел специальный микроопрос среди коллег и понял, судя по аплодисментам в зале, что все поддерживают идею по увеличению оплаты труда педагогов дополнительного образования. Тогда нам придется сделать самое простое — постараться найти деньги,пообещал Медведев.
При этом премьер обратил внимание, что изменения в системе оплаты учительского труда не должны быть решением, навязанным новым министром образования, правительством в целом или губернатором региона. «Это должно быть решение, которое вызреет в педагогическом сообществе», — сказал глава правительства и предложил представить предложения в кабинет министров.
Возвращение к образовательному нацпроекту
Еще одним значимым шагом правительства в сфере образования, озвученным Дмитрием Медведевым на совещании педагогов, станет возвращение к национальному проекту по развитию школы в России.
В ближайшее время я проведу заседание президиума Совета по стратегическому развитию, которое специально будет посвящено школе. Что это означает, если переходить с бюрократического языка на обычный? Мы возвращаемся к национальному проекту, который, на мой взгляд, сыграл очень позитивную роль в переходе школы в современное измерение. Но, естественно, возвращаемся на новом уровне,сказал премьер.
Медведев добавил, что рассчитывает на создание современной системы школьного образования, и подчеркнул, что «у нас для этого все есть».
Избавление от лишней отчетности
Помимо прочего, будет сокращена отчетность, которую школы обязаны предоставлять в различные ведомства. Медведев признал, что 80% того, что пишут учителя и руководство школ в различные службы, не связано с учебным процессом. «Это беда какая-то просто. Надо с этим разобраться», — подчеркнул глава правительства.
Конечно, полностью уйти от отчетности не удастся, но эта отчетность должна быть понятной, без повторов и не должна содержать в себе общедоступную информацию, — сказал он. — Всем ведомствам пора научиться пользоваться базами данных и сайтами школ, где вся информация размещена. Поэтому идею о том, что общедоступная информация не должна запрашиваться у школ, я сразу же хочу поддержать.
Медведев также высказался за ограничение количества проверок в школах со стороны всевозможных надзорных органов.
«Это, собственно, тот принцип, который мы применяем в отношении любого субъекта права, который ведет себя правомерным образом. Думаю, что это абсолютно относится и к школе. Если у нее нет серьезных проблем, количество проверок в отношении такой школы должно быть точно меньше», — заявил премьер-министр.
Премьер сообщил, что уже дал соответствующее поручение главе министерства образования Ольге Васильевой. Она должна будет подготовить критерии сокращения проверок в школах, не допускающих нарушений.