Фото: Алексей Дружинин/ РИА НовостиВ 70-х ВВС США имели в распоряжении стратегические бомбардировщики B-1 «Lancer», единственным советским конкурентом которых тогда мог считаться разве что Ту-22М. Однако российская машина проигрывала американцу по дальности и боевой нагрузке. Стоявшие на вооружении СССР турбовинтовые Ту-95 служили противовесом американскому аналогу В-52 и не могли конкурировать со сверхзвуковой машиной ВВС США.
В 80-х ситуация изменилась навсегда. 18 декабря 1981-го года шасси самой совершенной машины стратегической авиации под обозначением «70-01» впервые оторвались от взлетно-посадочной полосы аэродрома «Раменское». Спустя три года было запущено серийное производство бомбардировщиков Ту-160.
Фото: bastion-karpenko.ruНовые советские стратеги затмили всех, и чужих, и своих. Самолетам B-1 суждено было принять поражение и навсегда оставить лидерство на задворках истории, Ту-160 превосходил американские машины по всем параметрам. Конечно, заокеанских «друзей» такое положение дел не устраивало, и американцы в спешке начали наверстывать упущенное.
Однако не вышло. На рубеже советской и российской эпохи в воздух поднялся условный конкурент тогда еще советским "Тушкам" – B- 2 « Spirit», или по-нашему «Дух». Самолет собрал в себе все наработки американского ОПК по части стелс-технологий, правящими в то время бал на Западе, но как можно было сделать следующее поколение бомбардировщика В-1, и без того проигрывающего Ту-160, дозвуковым, по сей день остается загадкой.
Фото: пресс-служба ВВС СШАВпрочем, России это только на руку. Так американцы противопоставили самому совершенному стратегическому бомбардировщику всех времен самую дорогую машину за всю историю авиации. По стоимости производства истребители F-22 просто игрушки по сравнению с В-2 – цена одного самолета с оборудованием составляет более 2-х миллиардов долларов.
Неудивительно, что серия бомбардировщиков оказалось не по карману даже бездонному американскому бюджету – за 11 лет был построен 21 самолет, в 1999-м производство закрыли. В России же построили 35 стратегов – 27 серийных и 8 прототипов, после чего проект был заморожен. В 2015-м Министр обороны Сергей Шойгу постановил возобновить производство стратегических бомбардировщиков, причем свежие самолеты, которые в будущем получит ВКС, обзаведутся индексом «М2».
Что касается В-2, то в современных условиях бомбардировщику вряд ли поможет его причудливый планер, напичканный радиопоглощающим пластиком. Для современных российских систем ПВО сегодня не существует «невидимой» техники, к тому же «Белые лебеди» обладают куда более длинными руками за счет стратегических крылатых ракет Х-101, которые могут поразить цель на расстоянии 5500 километров с КВО не более 5 метров.
Как долго российский бомбардировщик будет находиться на вершине в сфере стратегической авиации, пока неизвестно, очевидно одно – исчислять стоит не в годах, а в десятилетиях. С учетом возобновления производства и новейшей модификацией это более чем обосновано.
А.М.Василевский
Специально для Politikus.ru