Фото: Reuters
Новости о том, что, согласно последним опросам, Дональд Трамп по популярности догнал и уже слегка обошёл Хиллари Клинтон, не только обеспокоили её лагерь, но и вызвали замешательство в Киеве. Дело в том, что, пока Клинтон была сосредоточена на поисках пресловутого российского следа в американской предвыборной кампании, в неё бесцеремонно и самонадеянно вмешались украинские власти.
Об этом пишет, в частности, The Financial Times. «Перспектива того, что Трамп, хваливший заклятого врага Украины Владимира Путина, станет лидером ее главного союзника», полагает это издание, побудила украинских политиков сделать то, «чего они никогда не пробовали раньше»: вмешаться, пусть и косвенно, в выборы в США. Как отмечает эксперт американского Атлантического совета Адриан Каратники, это вмешательство достигло «беспрецедентного уровня». Примечательно, однако, что сторонники Х. Клинтон данным обстоятельством ничуть не смущены и активно используют публикации украинских СМИ в своих интересах.
На такие публикации, например, опирались широко растиражированные утверждения демократов о причастности Пола Манафорта, бывшего главы избирательного штаба Трампа, к незаконному получению миллионов долларов от Виктора Януковича, советником которого он одно время являлся.
Антикоррупционное бюро Украины якобы обнаружило и опубликовало некий секретный учётный журнал, в котором содержались данные о тайных транзакциях в пользу Манафорта за разного рода сомнительные лоббистские услуги. Главным популяризатором этих данных стал известный на Украине пиарщик и «информационный провокатор» депутат Верховной рады Сергей Лещенко. К настоящему времени «антиманафортовская» волна, от которой её инициаторы тянули нити к Дональду Трампу, постепенно затухла. По одной простой причине: подлинность подобного журнала и даже само его существование сомнительны. Документов, подтверждающих, что речь идёт не о подделке, в Киеве представить не смогли.
Предлагая верить ему на слово, Лещенко утверждал, что «видел так называемую теневую бухгалтерию», из которой следует, что Манафорту было выплачено 12,7 миллиона долларов от имени Партии регионов, из них как минимум 2,2 миллиона было переправлено двум известным вашингтонским лоббистским компаниям. При этом С. Лещенко не скрывает, что обнаруженный им якобы «коррупционный аспект» избирательной кампании в Соединенных Штатах важен не сам по себе, а из-за того, что «президентство Трампа изменит проукраинскую повестку дня американской внешней политики». По его словам, Трамп — «пророссийский кандидат, способный разрушить геополитический баланс в мире». Дескать, против такой фигуры все средства хороши, в том числе сфальсифицированные документы.
И это срабатывает. Так, New York Times, критически настроенная по отношению к украинской верхушке, особенно в том, что касается процветающего в ней воровства государственных средств, охотно предоставила свои страницы для того, чтобы попробовать скомпрометировать Трампа. Издание не смогло взять интервью у Манафорта, но его адвокат Ричард Хиби (Richard A. Hibey) заявил, что Манафорт не получал «никаких денежных выплат», о которых говорят чиновники украинских антикоррупционных структур. По его словам, «это всего лишь подозрения, и, вероятно, в значительной степени политически окрашенные». «И мы уверены, что никаких доказательств этого и быть не может», - заявил Хиби. Вообще юридический разбор выдвинутых против Трампа обвинений, вероятно, ещё впереди. Американская правовая система работает медленно, но карает сурово.
Многие украинские политики, теряя инстинкт самосохранения, не скрывают своей враждебности по отношению к Д. Трампу. Арсений Яценюк написал, например, в «Фейсбуке», что Трамп «бросил вызов подлинным ценностям свободного мира». Особое раздражение в Киеве вызвало заявление Трампа о том, что, насколько он слышал, «жители Крыма предпочли бы быть с Россией». Занимавшая при Яценюке пост министра финансов Наталья Яресько после этих слов обратилась в «Tвиттере» к другому республиканцу — Джону Маккейну: «Пожалуйста, гарантируйте нам, что вы не согласны с заявлением Трампа о Крыме / Украине». А украинский министр внутренних дел Аваков высказался вообще развязно, провозгласив, что «бесстыдное заявление кандидата в президенты США Трампа о возможном признании Крыма российским - диагноз опасного маргинала». Дескать, послушайте Авакова: этот Трамп опасен не только для Украины, но и для США. Однако если на изречения украинского министра в Америке внимания могут и не обратить, то дипломатический «перл» Юрия Сергеева, постпреда Украины в ООН,назвавшего Трампа «клоуном, слетевшим с катушек», американцам запомнится.
Кстати, самые непотребные высказывания по адресу республиканского кандидата в президенты США украинские деятели позволяли себе тогда, когда по опросам он ещё заметно отставал от Хиллари Клинтон, победа которой казалась киевским временщикам гарантированной. Сейчас они немного приумолкли. Однако слово – не воробей! Ведущие себя, как зарвавшиеся игроки, украинские политики свои ставки сделали. И ставки в высшей степени рискованные. При любом исходе президентских выборов в США эти азартные игроки едва ли останутся в выигрыше.
Звучит забавно, но Хиллари Клинтон сейчас активно использует материалы против Трампа, изготавливаемые украинской пропагандистской машиной. Кто-то рассчитывает, что она будет благодарна за них в случае своей победы? Ну-ну. Политическая борьба между республиканцами и демократами в США текущей избирательной кампанией не ограничивается и Клинтон-президенту ещё адресуют упрёки в поощрении «иностранного вмешательства» в ход американских выборов. Тем более что сама Клинтон поставила на первый план своей кампании похожие обвинения в адрес России. Разница лишь в том, что её обвинения бездоказательны, а «украинский след» у всех на виду. Стань Клинтон президентом, любой её благосклонный жест в отношении Киева её политические оппоненты всегда объяснят её совместным с украинцами участием в «гибридной войне» против Республиканской партии США. В таких условиях расчётливая Хиллари, скорее, поспешит дистанцироваться от своих «добровольных помощников» с Украины, чем станет оказывать им встречные услуги.
В случае же победы Трампа украинскому руководству придётся, наверное, серьёзно пожалеть о своей неосмотрительности. На многие выходки украинских политиков, которые пока им сходят с рук, Вашингтон при новом президенте может посмотреть по-другому. Ведь даже «мягкотелый» Барак Обама не захотел встречаться с обозвавшим его «сукиным сыном» президентом Филиппин, а Дональд Трамп относится к нанесенным ему оскорблениям куда менее терпимо. Список же украинских деятелей, публично расписавшихся в своей враждебности к республиканскому кандидату в президенты США, уже велик.Дмитрий Минин