Мониторинг качества приема в российские вузы в 2016 году показал, что в стране растет популярность педагогических специальностей, а наиболее сильные абитуриенты по-прежнему отдают предпочтение социально-экономическим и гуманитарным направлениям.
При этом в стране усиливается дифференциация вузов на «сильных» и «слабых».
Подобный анализ проводится ежегодно с 2009 года и охватывает все государственные вузы, зачисление в которые проводится преимущественно по результатам ЕГЭ.
Мониторинг проводился рабочей группой НИУ ВШЭ при поддержке Министерства образования и науки.
Под качеством приема понимается просто балл ЕГЭ зачисленных первокурсников. Те вузы, куда поступают самые сильные абитуриенты считаются самыми сильными. А куда слабые — наоборот, говорит директор департамента образовательных программ НИУ ВШЭ Александр Сидоркин.
«Мы видим тенденцию к дальнейшему расслоению, несмотря на то, что бесплатных мест на всех не хватает. То есть часть населения предпочитает платить за хорошее высшее образование, даже если есть возможность получить бесплатное, но посредственное», — сказал он «Ридусу».
Но тогда встает вопрос: а зачем вообще нужны слабые вузы?
«Минобрнауки действительно закрыл многие совсем слабые филиалы и вузы, и правильно сделал. Но говорить о резком сокращении количества людей, получающих высшее образование, не приходится. Массовизация высшего образования — не только необратимый процесс, но и в целом благоприятный для развития экономики страны. Спрос на высшее образования высокий и продолжает расти», — объясняет Сидоркин.
При этом, признаёт он, в России есть целый пласт «вузов», которые таковыми являются только на бумаге, а на деле студенты в них получают не знания, а формальный диплом о высшем образовании.
«Помогать подобным заведениям — это выбрасывать деньги на ветер», — говорит Сидоркин.