Фото: РКК «Энергия»
Работал себе спокойно “Южмаш” раз в неделю, рабочие понемногу выносили металл на продажу, за два года не было собрано ни одной ракеты… Идиллия… Но вдруг, как гром среди ясного неба, – сообщение: Российский холдинг S7 Group купил у РКК «Энергия» плавучий космодром «Одиссей», всё оборудование для запуска ракет и наземную базу в порту Лонг-Бич около Лос-Анджелеса, а также корабль SeaLaunchCommander.
И завертелось. Моментально последовало заявление: Южмаш рассчитывает на возобновление в ближайшее время проекта «Морской старт»!
А также: “Южмаш” приветствует возможность возобновления проекта «Морской старт» в рамках международного сотрудничества по мирному освоению космоса. Успешное функционирование проекта “Морской старт” обеспечит удовлетворение возрастающих потребностей рынка пусковых услуг и соответствует интересам большинства участников рынка. Также, оно позволит обеспечить справедливое внесудебное урегулирование споров между учредителями проекта «Морской старт».
Почему-то на “Южмаше” считают, что такие перспективы открылись в связи со сменой собственника имущественного комплекса, на котором базировался проект. И, что именно ракеты производства их предприятия будут использоваться в рамках проекта.
Действительно, “Южмаш” участвовал в программе «Морской старт» со своими ракетами-носителями “Зенит”, которые были разработаны КБ «Южное».
Но это было до войны на Донбассе, до того, как Украина стала называть Россию “агрессором”, и до того, как президент Порошенко запретил “Южмашу” сотрудничать с российскими предприятиями.
Теперь участие в совместном проекте с российской компанией совершенно не вяжется с официальной украинской государственной риторикой. К тому же, Россия и Казахстан уже договорились о проекте перспективной ракеты “Сункар”, которая должна заменить украинский носитель “Зенит”.
Участие в программе «Морской старт» могло бы поддержать на плаву некогда легендарное предприятие, помочь в сохранении кадров. Но к чему это россиянам?
Пока “Южмаш” заявляет о разработке ракетного комплекса “Гром-2”, призванных заменить “Точку-У”, с целью усилить ВСУ для продолжения войны на Донбассе. Кроме того, “Южмаш” ведет переговоры с Азербайджаном о передаче технологий для производства подобных ОТРК.
Так как своих денег у “Южмаша” на разработку ракет нет, то их пытаются получить у Саудовской Аравии, которой отказала Россия в поставках “Искандеров”.
“Южмаш” понес убытки в размере 40 млн долл. в 2015 году из-за разрыва связей с российскими партнёрами.
Из последних достижений “Южмаша” – поставка двигателя для четвертой ступени носителя Vega, созданного ESA и Итальянским космическим агентством, который вывел на орбиту четыре спутника SkySat, принадлежащих Google. Как видно, кое-что ещё осталось на складах “Южмаша” с довоенных времен.
Но на “Южмаше”, вдохновленные новостями о “Морском старте”, уже успели все подсчитать: если финансирование работ начнется в октябре 2016 года, то первые ракетоносители могут быть отгружены уже во второй половине 2017 года. А всего готовы производить от 4 до 6 ракет в год.
Крайне сомнительное утверждение для предприятия, не выпустившего ни одной ракеты за последние два года. А о “надежности” украинских партнёров могут рассказать заказчики украинских танков, БТРов и самолётов Таиланда, Ирака, Иордании и других стран.
Пока что участие “Южмаша” в “Морском старте” напоминает старый анекдот: – Мама и папа, когда придёт мой жених, не нужно сразу бросаться ему в ноги с криком “спаситель вы наш”!
Хорошо бы, чтоб и “жених”был в курсе…
Александр Дудчак