«Нафтогаз Украины» и ее шесть дочерних компаний («Черноморнафтогаз», «Укртрансгаз», «Укргазвыдобуванне», «Укртранснафта», «Газ Украины» и «Ликво») инициировали арбитражное производство против России с требованием возместить убытки, причиненные утратой активов группы в Крыму.
«Нафтогаз» инициировал производство в соответствии с Соглашением между кабинетом министров Украины и правительством Росси о поощрении и взаимной защите инвестиций. «Нафтогаз» предварительно оценил ущерб группы в $2,6 млрд.
Данный иск «Нафтогаза», скорее всего, не окажет никакого влияния ни на цену нефти, ни на стоимость российских акций по одной простой причине: вряд ли это дело дойдет до разбирательства в суде, полагает директор агентства «Финам» Николай Солобуто.
«Прежде всего, собственно рассмотрение иска по существу, даже если оно и начнется, состоится, дай Бог, года через четыре. За это время дела в экономике Украины ухудшатся до такой степени, что Киев не просто откажется от возмещения ущерба, но и будет умолять Москву выделить кредит на любых условиях. Возможно, как раз на требуемую сейчас сумму», — сказал он «Ридусу».
Кроме того, в самом иске содержится неприемлемое для Киева обстоятельство, на которое юристы государственной компании (100% «Нафтогаза» принадлежит кабинету министров Украины), очевидно, в «пылу боя» не обратили внимания.
Требуя возмещения ущерба со стороны России за свои утраченные активы в Крыму, «Нафтогаз» тем самым юридически признаёт полуостров российской территорией. Этот казус вынудит «Нафтогаз» отозвать свой иск, потому что спор хозяйствующих субъектов таким странным образом поворачивается другой стороной. Не может суверенное государство или его 100-процентное юрлицо судиться за ущерб с иностранной компанией, расположившейся на «временно оккупированной территории».
«Я подозреваю, что к моменту, когда в арбитражном суде подойдет очередь этого иска, Киев будет готов пойти на мировое соглашение. Например, признать Крым российской территорией в обмен на отказ от финансовых претензий», — говорит Солобуто.