Освоение Арктики является одним из наиболее приоритетных направлений российской политики не только потому, что на богатый ресурсами макрорегион уже претендуют Норвегия, Дания, Канада и США, но и потому что реализация арктических проектов открывает широкие перспективы для развития экономики страны, ее промышленной зоны и научных изысканий.
К слову, о науке. Арктическая зона – это едва ли не самый сложный регион страны по освоению, где без инновационных технологий и новых прорывов в области инжиниринга никак не обойтись. Именно поэтому немаловажную роль в развитии проектов, направленных на решение данных проблем, играет работа с молодежью. Да и объединение существующей базы технологических компетенций и интеллектуальных ресурсов служит долгоиграющим фактором в укреплении позиций России в принципе в любом вопросе.
Решение поставленной задачи нашлось в Санкт-Петербурге, где в марте 2016 года на платформе ГГУП «СФ «Минерал» был создан Арктический молодежный центр компетенций, главной целью которого стала организация взаимодействия талантливой молодежи и представителей реального сектора экономики России.
24 октября Центр, при поддержке Комитета по молодежной политике Санкт-Петербурга, проводит конференцию на одну из актуальных тем: «Транспортное обеспечение российской Арктики».
Мероприятие ценно тем, что соберет за круглый стол представителей сразу трех направлений, без которых развитие Арктики не возможно: науки, бизнеса и правительственных структур.
В качестве экспертов приглашены руководители и сотрудники профильных комитетов и ведомств, специалисты в области транспорта и логистики в условиях российского Севера и арктических широт, представители ведущих петербургских и российских вузов, в том числе и Санкт-Петербургский государственных архитектурно-строительный университет под руководством ректора, д.э.н., к.т.н. Евгения Ивановича Рыбнова.
Встреча пройдет в формате открытого диалога, и любой из участников сможет адресовать интересующие его вопросы компетентному спикеру напрямую. Молодые специалисты обсудят с экспертами организационно-экономические основы возрождения и развития Северного морского пути, развитие региональных авиаперевозок в Арктической зоне, влияние освоения нефтегазовых ресурсов Арктики на развитие транспортной системы региона и другие важнейшие вопросы транспортного обеспечения российской Арктики.
Фото из сообщества "Арктический Молодежный Центр Компетенций"Нам удалось поговорить с одним из спикеров конференции доцентом кафедры Геотехники СПбГАСУ, программным директором Арктического Молодежного Центра Компетенций по направлению «Технологии и инновации» Сергеем Ланько.
- Сергей, как Вы попали в Центр? И как далекая Арктика может быть связана со старейшим строительным ВУЗом страны?- С возобновлением интересов российской политики и экономики к арктической зоне и ее освоению, в стране все чаще стали проходить тематические форумы и конференции. На одном из таких Международном молодежном образовательном форуме «Арктика. Сделано в России» меня и заметили и после еще ряда выступлений на мероприятиях пригласили к сотрудничеству. Ну, а СПбГАСУ с Арктикой связывает на самом деле многое. Стоит также учесть, что Петербург одним из первых начал развивать научные школы по изучению вечной мерзлоты. Сейчас наш Университет постепенно возрождает то, что было утрачено в 90-е, когда наша страна переживала не лучшие моменты истории. Так оживает направление «строительное мерзлотоведение», как я его называю, наука о сложных технологических процессах строительства в условиях постоянных низких температур. Восстанавливается уникальная лаборатория, которая в свое время проводила первые опыты по изучению данной темы.- Скажите, а были ли реальные примеры успешного взаимодействия новаторской инженерной мысли и реального бизнеса? Удалось ли участникам таких конференций воплотить свои идеи в жизнь?Конечно, такое взаимодействие – сложный и длительный процесс, и реализованных проектов молодых инженеров не так много. Но они уже есть. Так на форуме «Арктика. Сделано в России» один из участников предложил уникальную технологию подводной добычи газа, которая серьезно заинтересовала «Газпром», представители которого били одними из экспертов на мероприятии. В итоге новатора очень быстро забрали в компанию, что лишний раз подтверждает заинтересованность бизнеса в молодых талантливых умах.
Я уверен, что и на этот раз участниками будут использованы все возможности дискуссионной площадки конференции. Тем более, что в России западная модель «длинных денег», таких как венчурный капитал, уже укрепился и набирает обороты в своих инвестициях в науку.- Какие, на Ваш взгляд, первоочередные задачи предстоит решить в рамках освоения российской Арктики? С чем нам придется столкнуться кроме высокой конкуренции?Первое, это, конечно, экология, ведь в условиях вечной мерзлоты все восстановительные процессы проходят гораздо медленнее. Сюда входит также и проблема коренных народов, целых этносов, гармония которых, безусловно, будет нарушена с приходом новейших технологий и ускорившимся темпом освоения этой зоны.
Второе – это развитие инфраструктуры и здесь, на мой взгляд, мы должны в первую очередь использовать данный нам богатый длительный опыт строительства в этом регионе. Необходимо учесть ошибки и подумать, как сделать строительство умных и энергоэффективным, исключающим последствия «деградации вечной мерзлоты».
А третье – это привлечение молодых специалистов для работы в этих непростых условиях, а также их подготовка в стране в принципе в рамках высшего образования. Справедливости ради, стоит заметить, что главных романтиков настоящего русского Севера давно обучают в МГУ и Северном (Арктическом) федеральном университете имени М. В. Ломоносова, а также и в других российских вузах. Так что будущее есть. Осталось только поставить его на технические рельсы, обеспечить ресурсами и дать ему путевку в жизнь и тогда никто не усомнится, что Арктика – территория России.
Алиса Морозова, специально для Politikus.ru