» » «По соображения совести»: Гибсон вновь снял великий фильм о великой войне

«По соображения совести»: Гибсон вновь снял великий фильм о великой войне

Автор: admin 324  
«По соображения совести»: Гибсон вновь снял великий фильм о великой войне

«По соображения совести» (Hacksaw Ridge)
Австралия — США, реж. Мэл Гибсон, в ролях: Эндрю Гарфилд, Тереза Палмер, Хьюго Уивинг, Люк Брейси, Винс Вон, Сэм Уортингтон, Мило Гибсон, Рэйчел Гриффитс, Райан Корр, Натаниэль Бузолич, Ричард Роксбург.
Сайт фильма
«По соображения совести»: Гибсон вновь снял великий фильм о великой войне

Режиссёрская биография Мэла Гибсона уникальна. Если оставить за скобками дебют «Человек без лица» — мелодраму про дружбу мальчика с обезображенным соседом, все следующие его картины (их, впрочем, всего три) воспевают Жестокость и даже упиваются ею. «Храброе сердце» — вероятно, самое кровавое полотно, когда-либо названное Американской киноакадемией лучшим фильмом своего года. «Страсти Христовы» шокировали и разделили многих по вопросу, есть ли допустимые пределы у натурализма на экране. «Апокалипсис» при всей своей энергичности оказался той ещё мясорубкой. Но хотя относиться к этим картинам можно по-разному, безусловно одно: это одна из достойнейших фильмографий среди всех живущих нынче творцов — пусть она небольшая, но в ней нет ни одного лишнего названия.
Трейлер фильма «По соображения совести»
Тех, кто по каким-либо причинам ещё сомневался, что Мэл Гибсон — классик, окончательно теперь должна переубедить его пятая режиссёрская работа: «По соображения совести». В ней автор рассказывает о событиях Второй мировой войны, но его предельная честность в демонстрации совершенно ужасающих деталей (знакомая по уже названным лентам) неожиданно сочетается здесь с пронзительным и глубоко человечным содержанием. Гуманность, конечно, так или иначе присутствовала в творчестве Гибсона и раньше (Иисус пострадал за всех нас, Лапа Ягуара бежал, чтобы спасти жену с ребёнком), но тогда она всё-таки оставалась где-то на втором плане — а сейчас уверенно вышла на первый.
Фильмов о войне много — и понятно, что для того, чтобы «великий фильм о великой войне» появился не только в творческой фантазии автора, нужен такой сюжетный поворот, что заставил бы взглянуть на неоднократно описанные события под новым углом, с неожиданной точки зрения. Нужно рассказать историю, которая удивила бы даже тех, кто уже всего насмотрелся, нужно найти героя, который бы восхитил не только проявленным мужеством и количеством убитых врагов. Как раз это и получилось у Гибсона.
Ролик фильма «По соображения совести»: подлинная история Десмонда Досса
У Десмонда Досса из Виргинии была бронь, но он всё равно пошёл на войну, потому как не мог сидеть дома, «пока другие воюют за меня». Записывались добровольцами тогда все — а когда двух парней в его городе признали непригодными к службе, они покончили с собой, посчитав это позором. Отец Десмонда пытается, но не может его отговорить — а ведь он, побывавший во Франции на Первой мировой, как никто другой хорошо знает, что такое армейское кладбище с погибшими на чужбине друзьями. «Если ты выживешь, — предупреждает он о том, как рушатся на поле боя все идеалы, — то не станешь благодарить за это Бога». Младшего сына, как и старшего, уже отправившегося на фронт, это не останавливает: «Мир явно вознамерился разорвать себя на части, и я намерен его подлатать».
Пока что это вполне себе рядовая история, ничего удивительного. Новое в том, что Десмонд решил идти на войну … санитаром — чтобы «спасать, а не убивать людей». Более того — уже в тренировочном лагере, преуспевая в силовых дисциплинах, он наотрез отказывается даже дотрагиваться до винтовки, мотивируя это тем, что дал клятву никогда не брать в руки оружия. Подобный идиотизм (иначе в армии на это и не смотрят) в совокупности с необычайной упёртостью юноши доводят и его командиров, и его сослуживцев до белого каления («Какого чёрта ты всё ещё здесь?!.»), дело доходит даже до военного трибунала. Но Десмонд непоколебим: «Как мне потом жить, если я не сохраню верность тому, во что верю?..»
Но и это — только второй акт этой поразительной (и правдивой!) истории. Третий развернётся на Окинаве в мае 1945-го — когда от того, возьмут ли американские войска неприступную высоту, зависит вопрос, сумеют ли они взять всю Японию. То, что происходит здесь, и вовсе не укладывается ни в какие привычные рамки, и заставляет былых противников героя произнести не один раз, а дважды: «Я в жизни так не ошибался в людях». С добавлением: «Ты сделал больше, чем другие».
Актёры и создатели — о работе над фильмом «По соображения совести»
Мастерство рассказчика выявляется в том, как именно он выстраивает повествование, и Гибсон со сценаристами Эндрю Найтом и Робертом Шенкканом демонстрирует здесь подлинно высший пилотаж. Эпизод из детства, когда Десмонд едва не убил брата кирпичом и впервые познал на практике божью заповедь «Не убий». Фигура деспотичного отца. Первая влюблённость, на некоторое время превращающая фильм в романтическую комедию («А в чём разница между артерией и веной?» — интересуется неопытный ухажёр, пригласив покорившую его медсестру на свидание). Молодость, у которой всё впереди, красота этого мира, лежащего у новой жизни буквальным образом под ногами, — всё это Гибсон показывает с подкупающей деликатностью.
Разумеется, он оперирует порой банальнейшими штампами — но успех ему обеспечивает как пронзительность «ветеранов» (Хьюго Уивинг в роли отца безупречен), так и искренность всё ещё числящихся в «перспективных» актёров: Тереза Палмер просто расцвела в роли Дороти, а Эндрю Гарфилд сыграл обаятельного мальчишку так, что теперь-то уж точно окончательно вышел из питерпаркеровской тени (а ведь впереди у него ещё «Молчание», главная роль у Скорсезе!).
Приступая к армейской муштре, Гибсон также ничего не изобретает. Как в любом аналогичном фильме у него хохмит забавный сержант (отличный Винс Вон), с ходу раздающий всем клички (поляка он будет звать Вождём) и «заботливо» просящий не выпускать худого Десмонда на улицу в ураган. Отряд, в котором оказался главный герой, собран и представлен так, что каждого — запоминаешь (выделим вслед за авторами Люка Брейси и добавим к нему играющего капитана Сэма Уортингтона). Потом все их лица залепит грязь сражения, но они всё равно останутся узнаваемы, и это как раз — самое важное.
Ролик о спецэффектах в фильме «По соображения совести»
Успешно прикидываясь повторяющим за другими «простачком», Мэл Гибсон умело, не растеряв никого по пути, доводит зрителей до самой войны. Звучит так любимое американцами «Мы уже не в Канзасе, Дороти», — и вот только после этого режиссёр обрушивает на зал весь тот ужас, в воссоздании которого, как было отмечено выше, ему нет практически равных. Но бежать уже поздно — и мы уже не уйдём с той высоты на Окинаве, пока не поймём, пока не увидим, как поведёт себя в условиях жесточайшего боя Десмонд Досс, кажущийся нелепым герой, которого мы все (наверняка) полюбили.
«По соображения совести» — великий фильм, который, несомненно, останется в истории кинематографа. Это если не лучшая, то одна из лучших картин 2016-го года — и по своей выразительной мощи, и по заложенному в ней гуманистическому накалу. Не будь Гибсон в Голливуде персоной нон грата, вполне можно было бы прогнозировать число будущих «Оскаров», но даже и без них — звания шедевра у этой выдающейся работы никто не отнимет.

  
Social comments Cackle

Новости партнеров