«По соображения совести» (Hacksaw Ridge)
Австралия — США, реж. Мэл Гибсон, в ролях: Эндрю Гарфилд, Тереза Палмер, Хьюго Уивинг, Люк Брейси, Винс Вон, Сэм Уортингтон, Мило Гибсон, Рэйчел Гриффитс, Райан Корр, Натаниэль Бузолич, Ричард Роксбург.
Сайт фильма
Режиссёрская биография Мэла Гибсона уникальна. Если оставить за скобками дебют «Человек без лица» — мелодраму про дружбу мальчика с обезображенным соседом, все следующие его картины (их, впрочем, всего три) воспевают Жестокость и даже упиваются ею. «Храброе сердце» — вероятно, самое кровавое полотно, когда-либо названное Американской киноакадемией лучшим фильмом своего года. «Страсти Христовы» шокировали и разделили многих по вопросу, есть ли допустимые пределы у натурализма на экране. «Апокалипсис» при всей своей энергичности оказался той ещё мясорубкой. Но хотя относиться к этим картинам можно по-разному, безусловно одно: это одна из достойнейших фильмографий среди всех живущих нынче творцов — пусть она небольшая, но в ней нет ни одного лишнего названия.
Трейлер фильма «По соображения совести»
Тех, кто по каким-либо причинам ещё сомневался, что Мэл Гибсон — классик, окончательно теперь должна переубедить его пятая режиссёрская работа: «По соображения совести». В ней автор рассказывает о событиях Второй мировой войны, но его предельная честность в демонстрации совершенно ужасающих деталей (знакомая по уже названным лентам) неожиданно сочетается здесь с пронзительным и глубоко человечным содержанием. Гуманность, конечно, так или иначе присутствовала в творчестве Гибсона и раньше (Иисус пострадал за всех нас, Лапа Ягуара бежал, чтобы спасти жену с ребёнком), но тогда она всё-таки оставалась где-то на втором плане — а сейчас уверенно вышла на первый.
Фильмов о войне много — и понятно, что для того, чтобы «великий фильм о великой войне» появился не только в творческой фантазии автора, нужен такой сюжетный поворот, что заставил бы взглянуть на неоднократно описанные события под новым углом, с неожиданной точки зрения. Нужно рассказать историю, которая удивила бы даже тех, кто уже всего насмотрелся, нужно найти героя, который бы восхитил не только проявленным мужеством и количеством убитых врагов. Как раз это и получилось у Гибсона.
Ролик фильма «По соображения совести»: подлинная история Десмонда Досса
У Десмонда Досса из Виргинии была бронь, но он всё равно пошёл на войну, потому как не мог сидеть дома, «пока другие воюют за меня». Записывались добровольцами тогда все — а когда двух парней в его городе признали непригодными к службе, они покончили с собой, посчитав это позором. Отец Десмонда пытается, но не может его отговорить — а ведь он, побывавший во Франции на Первой мировой, как никто другой хорошо знает, что такое армейское кладбище с погибшими на чужбине друзьями. «Если ты выживешь, — предупреждает он о том, как рушатся на поле боя все идеалы, — то не станешь благодарить за это Бога». Младшего сына, как и старшего, уже отправившегося на фронт, это не останавливает: «Мир явно вознамерился разорвать себя на части, и я намерен его подлатать».
Пока что это вполне себе рядовая история, ничего удивительного. Новое в том, что Десмонд решил идти на войну … санитаром — чтобы «спасать, а не убивать людей». Более того — уже в тренировочном лагере, преуспевая в силовых дисциплинах, он наотрез отказывается даже дотрагиваться до винтовки, мотивируя это тем, что дал клятву никогда не брать в руки оружия. Подобный идиотизм (иначе в армии на это и не смотрят) в совокупности с необычайной упёртостью юноши доводят и его командиров, и его сослуживцев до белого каления («Какого чёрта ты всё ещё здесь?!.»), дело доходит даже до военного трибунала. Но Десмонд непоколебим: «Как мне потом жить, если я не сохраню верность тому, во что верю?..»
Но и это — только второй акт этой поразительной (и правдивой!) истории. Третий развернётся на Окинаве в мае 1945-го — когда от того, возьмут ли американские войска неприступную высоту, зависит вопрос, сумеют ли они взять всю Японию. То, что происходит здесь, и вовсе не укладывается ни в какие привычные рамки, и заставляет былых противников героя произнести не один раз, а дважды: «Я в жизни так не ошибался в людях». С добавлением: «Ты сделал больше, чем другие».
Актёры и создатели — о работе над фильмом «По соображения совести»
Мастерство рассказчика выявляется в том, как именно он выстраивает повествование, и Гибсон со сценаристами Эндрю Найтом и Робертом Шенкканом демонстрирует здесь подлинно высший пилотаж. Эпизод из детства, когда Десмонд едва не убил брата кирпичом и впервые познал на практике божью заповедь «Не убий». Фигура деспотичного отца. Первая влюблённость, на некоторое время превращающая фильм в романтическую комедию («А в чём разница между артерией и веной?» — интересуется неопытный ухажёр, пригласив покорившую его медсестру на свидание). Молодость, у которой всё впереди, красота этого мира, лежащего у новой жизни буквальным образом под ногами, — всё это Гибсон показывает с подкупающей деликатностью.
Разумеется, он оперирует порой банальнейшими штампами — но успех ему обеспечивает как пронзительность «ветеранов» (Хьюго Уивинг в роли отца безупречен), так и искренность всё ещё числящихся в «перспективных» актёров: Тереза Палмер просто расцвела в роли Дороти, а Эндрю Гарфилд сыграл обаятельного мальчишку так, что теперь-то уж точно окончательно вышел из питерпаркеровской тени (а ведь впереди у него ещё «Молчание», главная роль у Скорсезе!).
Приступая к армейской муштре, Гибсон также ничего не изобретает. Как в любом аналогичном фильме у него хохмит забавный сержант (отличный Винс Вон), с ходу раздающий всем клички (поляка он будет звать Вождём) и «заботливо» просящий не выпускать худого Десмонда на улицу в ураган. Отряд, в котором оказался главный герой, собран и представлен так, что каждого — запоминаешь (выделим вслед за авторами Люка Брейси и добавим к нему играющего капитана Сэма Уортингтона). Потом все их лица залепит грязь сражения, но они всё равно останутся узнаваемы, и это как раз — самое важное.
Ролик о спецэффектах в фильме «По соображения совести»
Успешно прикидываясь повторяющим за другими «простачком», Мэл Гибсон умело, не растеряв никого по пути, доводит зрителей до самой войны. Звучит так любимое американцами «Мы уже не в Канзасе, Дороти», — и вот только после этого режиссёр обрушивает на зал весь тот ужас, в воссоздании которого, как было отмечено выше, ему нет практически равных. Но бежать уже поздно — и мы уже не уйдём с той высоты на Окинаве, пока не поймём, пока не увидим, как поведёт себя в условиях жесточайшего боя Десмонд Досс, кажущийся нелепым герой, которого мы все (наверняка) полюбили.
«По соображения совести» — великий фильм, который, несомненно, останется в истории кинематографа. Это если не лучшая, то одна из лучших картин 2016-го года — и по своей выразительной мощи, и по заложенному в ней гуманистическому накалу. Не будь Гибсон в Голливуде персоной нон грата, вполне можно было бы прогнозировать число будущих «Оскаров», но даже и без них — звания шедевра у этой выдающейся работы никто не отнимет.