«Психи»
Россия, реж. Алексей Китайцев, в ролях: Илья Антоненко, Кристина Асмус, Матвей Зубалевич, Ростислав Бершауэр, Даниил Вахрушев, Егор Тимцуник, Юрий Маслак, Вероника Вернадская.
Сайт фильма
В наши дни продолжается противостояние молодых антифашистов со столь же юными фашистами. Пока первые готовят санкционированный Марш мира по центру Москвы, вторые планируют жёсткую провокацию.
Готка Майя от всего этого как будто бы в стороне: она вроде бы девушка антифашиста Трифона, но как только у того замолкает телефон — начинает симпатизировать фашисту Андрею. Что объединяет её кавалеров — так это то, что оба они претендуют на роль «прекрасной сакральной жертвы»: такие агнцы нужны заграничным боссам для того, чтобы тема обострённого противостояния не исчезала ни со страниц прессы, ни из телевизионного эфира.
Трейлер фильма «Психи»
Российское кино, как известно, старается максимально дистанцироваться от реальной сегодняшней жизни, предпочитая обходить острые углы стороной: фильмов о том, что на самом деле происходит в стране, с каждым годом выходит всё меньше. «Психи» — картина глубоко несовершенная, к ней можно придираться по множеству пунктов; тем не менее, её безусловное достоинство заключается в том, что она пытается проговорить вслух некоторые вещи, о которых остальные предпочитают помалкивать.
В первую очередь «Психи» показывают, что в стране, семьдесят лет назад победившей фашизм, до сих пор существуют круги, приветствующие подсудные идеи. Причём никакого противоречия их носители вовсе не чувствуют: «Дед убивал врагов, которые пришли на нашу землю, — говорит главный герой. — А сейчас у нас другие враги». Перечень этих врагов довольно велик, среди них — алкоголь, наркотики, курение, гомики, гастарбайтеры, негры, евреи. «Сколько раз ты еврея увидел, столько раз ты его и убей», — вовсе не шутит, а даже проповедует Андрей, кажется, ничему не научившийся у Достоевского, «Преступление и наказание» которого как раз в эти дни читает.
Кадр из фильма «Психи»
При этом позиции «Антифа» убедительными в этом фильме не выглядят. В кадр упорно лезет транспарант «ЛГБТ против фашизма», акцентируется некрасивая внутренняя иерархия (на грузовиках едут только лидеры движения), а главное — выявляется безнравственная продажность их лидеров, действующих не по велению совести, но только ради личной наживы.
Середину здесь представляет девушка в чёрном парике с сумочкой в виде гробика, которая накануне своего отъезда на учёбу в Германию примыкает то к носителю одной идеи, то к приверженцу другой. О её молодости и неопытности говорит хотя бы тот факт, что понравившегося ей фашиста она тут же — вот смесь идеализма и бестактности! — ведёт в еврейский театр, где у того, разумеется, вскоре звонит телефон: а рингтоном — арийская песенка.
Кадр из фильма «Психи»
Режиссёр картины Алексей Китайцев признаёт, что «тема очень сложная, и на эту тему очень сложно говорить», подчёркивая, что пусть сама «история абсолютно придумана», но «сегментировано всё это из реальной жизни». Налицо не то что бы попытка выстроить какую-то систему координат, но хотя бы попытка разобраться, как устроен этот мир, который на самом деле расположен не так уж далеко от нашего — достаточно свернуть с центральной магистрали в какую-нибудь подворотню.
И некоторые детали кажутся действительно непридуманными, аутентичными. «Памятник Ку-Клукс-Клану», например: так фашисты обозвали столичный памятник Кириллу и Мефодию, изображающий двух мужиков с капюшонами и с крестом. Или памятка насчёт встречи в назначенном месте: «На минутку позже пришёл — предатель, на минуту раньше — провокатор». Подобные нюансы заставляют на какое-то время поверить в то, что авторы разбираются в выбранном ими для исследования вопросе.
Кадр из фильма «Психи»
Однако не отпускает и сомнение. Довольно быстро (так что это не спойлер) становится ясно, что обе враждующие группировки на самом деле контролируются одни и теми же руками, просто «пешкам» об этом знать не положено. Это, надо заметить, довольно распространённое убеждение, только вот согласно данной трактовке руки эти финансируются не из Кремля (как полагают некоторые), а ровно напротив — прямиком из фашиствующего Берлина, где вновь в чести факельные шествия. «Надо же кому-то командовать Яшами и Иванами», — одобряет политику своего командира немецкий солдат, приветствуя российских единомышленников.
«Если бы пришлось, ты смог бы убить еврея?» — проводит очное собеседование с Андреем главный фашист, окончательно тем самым подтверждая: вся эта антисемитская зараза вновь тянется к нам вовсе не из глубин широкой русской души, а из погрязшей во всех смертных грехах Европы. И вот эти выводы уже не убеждают.
Кадр из фильма «Психи»
С точки зрения драматургии сюжетная смелость «Психов» сочетается с профессиональной наивностью: неуравновешенность персонажей и композиции, прямолинейные ходы, «запрещённые» приёмы. Откровенные недостатки сценария ретушируются здесь при помощи нелинейного повествования, а обрывы в повествовании, возникшие по причине скромного бюджета, маскируются комиксами (и то, и то придумано неплохо, но в целом это историю не спасает). Переходящая из рук в руки видеокамера сближает фильм с «Россией 88» (не в пользу новинки), а идущее в прямом эфире ток-шоу «Поздно» заставляет усомниться в знании авторами современного отечественного телепроцесса.
Хромают тут и постановка, и актёрская игра, и операторская работа; как уже было сказано выше, идеальной картиной «Психов» не назовёшь. Но на безрыбье и рак рыба — что даёт право отнестись к этой драме со всей серьёзностью.
Фрагмент постера фильма «Психи»