Избранный президент США Дональд Трамп назвал во вторник имя нового госсекретаря. Им стал глава нефтяной компании Exxon Mobil Рекс Тиллерсон.
Нефтяному магнату 64 года, он окончил Университет Техаса в Остине по специальности «инженер». В конце 1990-х он представлял интересы Exxon в России.
Связи Тиллерсона с российским руководством очевидны, однако было бы ошибкой на основании этого факта делать выводы о том, какую линию он, возможно, будет проводить в отношении России, сказал «Ридусу» эксперт ИМЭМО РАН Алексей Давыдов.
«Глава „Эксон-Мобил“ не просто долгое время сотрудничал с „Роснефтью“ в области освоения ресурсов Арктики и Черного моря. Он даже награжден российским орденом Дружбы — это, если я не ошибаюсь, единственный случай в современной истории, когда возможный госсекретарь США будет кавалером российского ордена, это само по себе весьма любопытный факт», говорит Давыдов.
Неожиданное назначение вполне укладывается в обещанную Трампом стратегию избавления США от энергетической зависимости от внешних поставщиков топлива. Здесь Тиллерсону в самом деле нет равных — он знает в том числе и лично многих лидеров крупнейших нефтяных компаний мира, включая и главу «Роснефти» Игоря Сечина.
Канадское радио СВС уже с иронией назвало нового главу Госдепа «инженером в дипломатическом фраке».
По мнению СВС, это назначение стало первым звоночком «надвигающейся катастрофы» для существующего мирового порядка.
«Не понятно, как инженер-нефтяник будет решать вопросы, не имеющие отношения к узкой сфере его компетенции, разве что он обладает способностью учиться новому на лету», — беспокоится радио Канады — страны, которая как и Россия, сильно зависит от ситуации на нефтяном рынке.
Независимо от того, легко- или труднообучаемым окажется новый госсекретарь США, его задачей будет выполнять стратегию президента Трампа, а эта стратегия объективно идет вразрез с интересами нефтедобывающих стран, включая ОПЕК, Канаду и Россию.
Поэтому приход «друга России» в лице Тиллерсона, хорошо знакомого со всем, что связано с нефтегазодобычей, при открыто декларируемых Трампом намерениях «утрамбовать» мировой рынок углеводородов, не сулит Москве ничего хорошего.
Дружба — дружбой, но необходимость выполнять возложенные на него функции заставит Тиллерсона так или иначе «взять за горло» всех ведущих производителей нефти и газа, включая Россию.
«Трамп видит справедливой цену на нефть в районе $20–25 за баррель. И в этом смысле он выбрал правильного человека на роль проводника своей политики. В этой сфере Тиллерсон — эксперт, каких мало. Но какую позицию он будет занимать в решении других внешнеполитических вопросов — пока сложно спрогнозировать», — признаётся Давыдов.