Министерство юстиции предлагает продавать единственное жилье должника, если у него нет средств или другого имущества, которое может быть продано для погашения задолженности.
Проект закона предполагает два условия, при которых возможно обращение взыскания на единственное жилье должника: площадь и стоимость жилого помещения должны в два раза превышать утвержденную законом норму для должника и его семьи. Также документ предусматривает возвращение должнику средств, которые останутся после продажи жилья и возврата долга. В соответствии с проектом закона, должнику полагается минимальная сумма, достаточная для покупки нового жилья, площадь которого будет соответствовать установленной законом норме.
В случае, если размер жилья должника не превышает двукратную норму, на него по прежнему будет распространяться имущественный иммунитет.
Законопроект был вынесен на общественное обсуждение в конце декабря, его материалы опубликованы на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Обсуждение продлится до 12 февраля 2017 года. Параллельно проводилась независимая антикоррупционная экспертиза, она была завершена 5 января 2017 года, следует из информации на портале проектов нормативных правовых актов. Об итогах экспертизы не сообщается.
Автор законопроекта обосновывает свою инициативу тем фактом, что действующее законодательство нарушает баланс интересов между должником и кредитором в пользу первого.
Накануне сообщение о проекте Минюста появилось в СМИ, после чего его стали комментировать российские политики и известные общественные деятели. В частности, внимание на законопроект обратил бывший детский омбудсмен Павел Астахов. «Очень спорный законопроект. Сделать БОМЖами тех, у кого итак не средств?» — написал он в своем микроблоге в Twitter (стиль и орфография автора сохранены - прим.). Астахов также подчеркнул, что Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на жилье, «а вот обязанности „платить по долгам“ там нет, кроме налогов».
Подобную реакцию по поводу проекта Минюста выразили также помощник депутата из фракции Единая Россия Алексей Хижняк и российский политолог Валерий Коровин.
Вскоре позицию Павла Астахова прокомментировал глава Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков. Он порекомендовал экс-омбудсмену, который в настоящее время возобновил адвокатскую практику, «внимательно изучить» решение Конституционного суда и сам законопроект. «Полагаю, что это как раз путь к балансу прав и обязанностей», — подчеркнул Парфенчиков.
Положительно оценила инициативу Минюста и глава комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. Она пояснила, что речь в проекте идет об избыточном жилье. Однако авторы законопроекта должны исключить возможность двойного толкования закона, предостерегла депутат: «…В такой ситуации надо все очень аккуратно прописать, чтобы не было двойных толкований в суде, чтобы люди не оказались на улице в итоге», — цитирует ее РИА Новости. В семье должника могут быть дети или старики, которые также имеют право пользования помещением как члены собственника, пояснила Галина Хованская.