Дизайнер и путешественник Артемий Лебедев сообщил о ряде жалоб на заключенные «Студией Лебедева» договоры с господрядчиками, поданных в управления антимонопольной службы Фондом борьбы с коррупцией:
Чем Навальный отличается от мелкопоместного чиновника? Ничем. Прочитав нейтральную, взвешенную и обоснованную критику в свой адрес, Навальный, как настоящий мелкопоместный чиновник, начинает строчить доносы и использовать админресурс,написал Лебедев в своем блоге.
Дизайнер привел в пример кейс с разработкой логотипа и фирменного стиля города Сатки в Челябинской области: после жалобы от возглавляемого Алексеем Навальным ФБК в УФАС началась проверка контракта и действий центра развития туризма Саткинского района, который без торгов заключил договор со «Студией Лебедева».
Кроме этого случая, по словам Лебедева, существует по меньшей мере десяток аналогичных запросов из ФБК, «которые пока не попали в прессу».
Моя студия — лучший пример частного бизнеса в России, не считая всяких ферм, софта или балета. Понятно, что тебе такой пример стоит у борцов с коррупцией как кость в горле, потому что они считают, что все в России должно быть через жопу, через знакомых банкиров или через диссидентство. Соряныч, что не вписался в шаблон!обратился Лебедев к Навальному.
«Я предлагаю вызов. Проверьте все 3274 работы в нашем портфолио. Отправьте заявки во все ведомства и компании, запросите все договоры и цены, подвергните сомнению все, что мы сделали. И найдите хоть одну ошибку, хоть одно слабое место. Только не забывайте народную мудрость, Алексей: доносчику — первый кнут», — заключил Лебедев.
Дизайнер связывает активизацию деятельности ФБК с недавним постом Лебедева, посвященным президентским амбициям Навального:
Я давно подписан на Алексея, и помню историю его желаний — сначала он хотел защищать интересы миноритарных акционеров, потом он хотел побороть нелегальное такси в Шереметьеве, потом он хотел стать мэром Москвы, а сейчас он дозрел до президентства. Всякие промежуточные фазы не сильно интересовали Алексея, он никогда не хотел быть муниципальным депутатом, префектом, мэром Переславля-Залесского или губернатором на худой конец. Еще Алексей не хочет быть чьим-либо замом или помощником, только начальником,писал дизайнер в резонансной публикации.
По словам Лебедева, доверять Навальному — все равно, что «доверять рулону туалетной бумаги»:
Насколько я могу судить, Навальный не сделал в своей жизни ровным счетом абсолютно ничего. Он обычный гражданский активист-популист. Может быть, я необъективен и пристрастен? Но что именно сделал Навальный? Если он адвокат, то где его довольные клиенты? Или где его адвокатское бюро? То есть, человек, который ничего не сделал, и не умеет ни с кем строить отношений, хочет быть президентом.
Стоит отметить, Лебедев и ранее критиковал политическую карьеру Навального. Накануне выборов столичного градоначальника в 2013 году, дизайнер писал, что глава ФБК использует выборы «только и исключительно в целях саморекламы».
Каждый раз, когда мне пытаются продать Навального сначала как президента, а теперь как мэра, у меня возникает вопрос: але, ку-ку, а с какого х**? Что он сделал? Ну, в прямом смысле — в чем именно такие достижения Навального, что его надо назначить мэром? Для того, чтобы рассматривать Навального в качестве мэра, я хотел бы сначала увидеть его в роли начальника жэка. Если через год он станет легендой ЖКХ, готов понаблюдать его в должности префекта. А там уже пусть начинает готовиться к мэрским выборам.
Навальный отреагировал на критику со стороны Лебедева не только потоком жалоб от ФБК, но и постом в своем блоге:
Я не хочу раньше времени ни в чем обвинять Артемия, но из нашей практики четко следует одно: если прячут данные и контракты, значит, воруют. Много воруют. Завышают цены и засылают откаты. Поэтому мы сделали очень правильную вещь строго в рамках общественного интереса: затребовали все данные по всем контрактам. Чтобы их просто опубликовали, так, чтобы мы (и вы) могли на них взглянуть.
За развитием сетевого противостояния Лебедева и Навального пристально следят обитатели Рунета — язвительные комментарии ежеминутно появляются в новостных лентах:
Стоит отметить, ранее с подобными претензиями к своей деятельности столкнулась и сторонница Навального Александрина Маркво: два года назад ей пришлось покинуть страну после разоблачения ее участия в крупных схемах «распила» бюджетных средств. За счет незаконной прибыли она финансировала оппозицию, в том числе и деятельность ФБК, который на тот момент возглавлял гражданский супруг Маркво Владимир Ашурков.
Как ранее писал «Ридус», в конце декабря 2015 года главным следственным управлением Следственного комитета России возбуждено уголовное дело в отношении Маркво, подозреваемой в совершении преступлений, предусмотренных ч. ч. 3,4 ст. 159 УК РФ («мошенничество в крупном и особо крупном размере»).
По версии следствия, в 2010—2014 годах ведомое Маркво «БЮРО17» заключило с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Департаментом СМИ и рекламы Москвы госконтракты на общую сумму 64 миллиона рублей на «организацию и проведению мероприятий, направленных на повышение престижа чтения в городских парках отдыха Москвы, а также конкурса литературных анонсов». При организации одного из этих мероприятий в 2012 году Маркво на безвозмездной основе использовала инфраструктуру, созданную за счет налогоплательщиков города и уже находившуюся на территории парка.
Однако в официальных отчетах было указано о якобы аренде помещения и понесенных в связи с этим затратах в размере более 2 млн. рублей. На основании этих ложных сведений мэрия произвела оплату услуг ЗАО «БЮРО17» в этом объеме. Поскольку никаких реальных затрат на аренду помещения Маркво не произвела, следствие полагает, что они были похищены и использованы ею в своих личных целях.
Как удалось установить следствию, участие в мероприятиях принимали и некоторые видные фигуры российской оппозиции, причем за определенную плату. Так, некто Михаил Шац и Татьяна Лазарева в 2011 году получили от ЗАО «Бюро 17» гонорар в размере одного миллиона рублей. На допросе у следователя они не смогли объяснить происхождение этих денег.
С тех пор бежавшая из России Маркво объявлена в международный розыск. За мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупном размере, ей грозит до двух лет лишения свободы. Следователи продолжают выяснять обстоятельства, при которых организации Александрины Маркво получали финансирование из госисточников.