Художник-акционист Петр Павленский спешно отбыл во Францию и теперь надеется получить там политическое убежище. Всё это случилось на фоне возбужденных против него уголовных дел об избиении из хулиганских побуждений и сексуальном насилии.
Напомним, что уголовное дело по статье 132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера» было возбуждено против Петра Павленского и его сожительницы Оксаны Шалыгиной по заявлению актрисы «Театра.doc» Анастасии Слониной.
Как рассказывал режиссер «Театра.doc» Всеволод Лисовский, Слонина ушла от Павленского и Шалыгиной с порезами на руках и «практически без одежды».
Павленский считает это заявление провокацией правоохранительных органов с целью заставить его покинуть Россию во избежание тюремного срока. Он отметил, что силовики не стали арестовывать его и Шалыгину, предоставив таким образом возможность уехать.
Художник опровергает информацию о насильственных действиях в отношении Слониной, однако не отрицает, что драка с ее ухажером, по которой тоже возбуждено уголовное дело, действительно имела место.
По словам Павленского, госпожа Слонина пожаловалась ему на побои со стороны своего молодого человека, который затем начал угрожать и художнику, чем, собственно, спровоцировал драку. При этом Петр Павленский утверждает, мол, дрался с кавалером актрисы, как рыцарь, один на один, не нанося серьезных увечий, а потому эта потасовка вряд ли может представлять для правоохранителей интерес в качестве уголовного правонарушения.
Актриса Анастасия Слонина. На правой руке девушки отчетливо видны глубокие порезы.пишет подруга Анастасии Слониной, актриса «Гоголь-Центра» Юлия Ауг.
А художественный руководитель «Театра.doc» Михаил Угаров раскрыл подробности драки Павленского с ухажером Анастасии Слониной. По словам Угарова, на деле была не драка, а избиение одного человека Павленским и его «свитой»:
«Я в этой истории живу с конца октября, и пора мне поставить точку. Вот кусок моей переписки с Петром, 3 ноября 2016: «Вы били не один на один. А что, двум мужикам подраться слабо? Только со свитой? «Это не дуэль, а наказание», — пишете вы. Так же считают в сегежской колонии № 7. Петр, вы очень точно и правильно говорили обо всем на нашем вечере в Театре. doc. Только ваши действия (банальная пацанская хулиганка на райенчике) полностью расходятся с вашими словами. Это и есть расщепление личности, о котором вы говорили! Петр, я с уважением относился и отношусь к тому, что вы делаете как художник. И своего мнения не изменю. Но человечески мне не хотелось бы с вами иметь дело. Думаю, это будет не трудно для вас».
«Для меня теперь есть два Павленских, один художник, акционист. Со вторым лучше не иметь дела. Полная свобода в творчестве — да. Но не годится для жизни. Потому что людям больно, когда их избивают, когда их насилуют и режут ножом. Смешно, но у меня какой-то прямо крах героя произошел. Короче — не подходите близко к революционерам, да и вообще, к пассионариям. Марина Разбежкина говорит — рухнул выдуманный, появился реальный, — а я к такому герою не был готов. Реальный — с психикой вохровца, живущий по понятиям, чуть что кричащий «меня подставили, мне подкинули, операцию спецслужб провернули!». (У него дело в ЕСПЧ лежит, и сейчас очень не к месту хулиганка и попытка изнасилования)», — пишет Угаров на своей странице в Facebook.
«Что касается Насти Слониной. Девочка с курса Юрия Муравицкго, я привел ее в театр (преподавал там). Писать, что она не служит в ФСБ? Могу написать. Только мне очень смешно будет. Это как написать: «Вы не думайте, она не панда, она с филологического, у нее красный диплом, и сестра Валя»», — добавил руководитель «Театра.doc».
Расставить точки над «i» поспешила и художественный директор «Театра.doc» Елена Гремина:
«Я рада, что Павленский и его жена уехали за границу и избежали заслуженного наказания, потому что я не люблю, когда людей сажают в тюрьму — даже за дело. Желаю им поскорей получить политическое убежище в Европе. Еще желаю им раскаяться и извиниться как минимум перед Слониной за клевету, которую они о ней распространяют. Но не верю в это, а предчувствую, что эти преступления — не последние акты насилия, которые они предпримут. Жалею о них и желаю им исцеления. Людям, которые нам объясняют, что «Театр.doc» преследует Павленского и «натравил на него ментов», говорю терпеливо и разъясняя — но в последний раз. Что театр. док не имеет к Павленскому никакого отношения. В полицию по обоим уголовным делам — избиения и попытки насилия — были поданы заявления частных лиц. Это был их выбор и их решение».
Вместе с тем политолог Павел Данилин уверен, что эпопея с Павленским закончится экстрадицией художника в Россию и реальным уголовным сроком.
«Для получения политического убежища во Франции нужны весьма веские основания. Должна существовать реальная угроза попасть в тюрьму именно за политические воззрения или художественное восприятие. Однако в случае с Петром Павленским такого не наблюдается. Максимум, чему подвергался акционист, делая свои так называемые художественные произведения с политическим окрасом, например, когда он спалил двери штаб-квартиры ФСБ, так это административная ответственность. Поэтому я считаю, что шансы на получение политического убежища во Франции у него нулевые. Скорее всего он там посидит некоторое время, вернется в Москву и будет подвержен суду, ведь речь идет о реальных заявлениях по статьям об изнасиловании и рукоприкладстве», — высказался эксперт.
Аналогичного мнения придерживается адвокат Константин Трапидзе: «Для получения политического убежища во Франции Петру Павленскому было бы, во-первых, полезно получить реальный срок наказания за свою творческую деятельность и высказывание политических требований», — сказал Трапидзе в интервью НТВ.
«Павленский вполне бы мог получить политическое убежище во Франции, если бы ему угрожали уголовным преследованием за его политические акции, скажем, за тот случай, когда он прибил свою мошонку к брусчатке. Но на мой взгляд, оснований для удовлетворения его ходатайства нет никаких. Ведь доказать то, что тебя преследует по политическим мотивам, тем более, если есть заявление о попытке изнасилования, весьма проблематично. Кроме того, нигде в мире его не воспринимают в роли политического деятеля. Если честно, я удивлена, как мог Павленский кого-либо изнасиловать после гвоздя в мошонке», — говорит адвокат Оксана Михалкина.
Всенародную славу Петру Павленскому принесли несколько одиозных акций.
«Шов».
Зашив себе рот ниткой, Павленский в течение полутора часов стоял в одиночном пикете в Санкт-Петербурге у Казанского собора, держа в руках плакат с надписью: «Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа».
«Туша».
Эта акция была направлена против репрессивной политики властей России. Ассистенты Павленского принесли голого художника, завёрнутого в многослойный «кокон» из колючей проволоки, ко входу в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Павленский лежал в этом «коконе», никак не реагируя на реплики и действия окружающих.
«Фиксация».
Художник прибил свою мошонку к брусчатке Красной площади. Акцию он приурочил ко Дню полиции.
«Отделение».
Голый Павленский залез на забор института психиатрии им. Сербского в Москве и отрезал себе ножом мочку уха. Таким образом Петр выступил против карательной психиатрии.
«Угроза»
Пётр Павленский подошёл к первому подъезду здания органов госбезопасности на Лубянке, облил входную дверь бензином, поджёг зажигалкой, после чего встал впереди горящих дверей с канистрой в руках в ожидании собственного задержания. «Горящая дверь Лубянки — это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе. Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 миллионами человек», — объяснил Павленский смысл этой акции.