В нескольких регионах России 29 января объявлена акция «Блокадный хлеб», приуроченная к 73-й годовщине снятия блокады Ленинграда.
В рамках акции будут раздавать хлеб, максимально схожий с тем, который ели жители осажденного Ленинграда — с целлюлозой, опилками, сосновой корой и березовыми почками, рассказал журналистам главный специалист Центра патриотического воспитания Никита Кобзев.
Каждому участнику акции предложат взять кусочек хлеба весом 125 граммов и протянуть на нем весь день. К хлебу будет прилагаться листовка в виде хлебной карточки, на обратной стороне которой будет содержаться краткая информация о блокаде.
Сами блокадники считают предлагаемый сейчас рецепт неправильным, так как мука закончилась уже в первый месяц блокады и в хлеб начали добавлять другие ингредиенты, — сказала ранее изданию Life представитель организации «Жители блокадного Ленинграда» Людмила Виноградова.
«Если делать по рецепту 1941 года, то не испекутся буханки, которые можно разрезать. Блокадный хлеб в самый тяжёлый период был таким: корочка, а в середине мокрый мякиш. Его подсушивали на буржуйке, его невозможно было пропечь. Мякиш был похож на глину», рассказала Соловьёва.
В начале блокады, зимой 1941 года, хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц к смеси стали добавлять льняной жмых и отруби. Затем в ход пошли мучная сметка, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, мука из березовых почек, сосновой коры, ветвей березы, семян полыни и щавеля, и наконец — древесных опилок.
При всей кажущейся оригинальности, это не просто непатриотичная акция. Это акция аморальная, это профанация самих понятий «война» и «блокада», возмущается замдиректора Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Милена Третьякова.
«Те, кто придумал эту акцию, просто не понимает всего цинизма, которым от нее веет. Играть в величайшую трагедию нашего народа, играть в блокаду „на сытый желудок“, когда остались еще тысячи людей, которые эту трагедию пережили лично — это верх морального падения и полное непонимание сути тех исторических событий», — сказала она «Ридусу».
Реальные блокадники, которых осталось не так уж мало за счет ленинградцев, которые в годы войны были еще детьми, воспринимают подобные мероприятия точно так, как бывшие узники нацистских концлагерей воспринимают рекламу «провести один день в бывшем концлагере».
«То, что в современной России любое событие стремятся военизировать, когда в памятные даты на площадях раздают солдатскую кашу, детям в руки дают игрушечное оружие, одевают их в военные пилотки и т. д. — это открытое развращение души молодого поколения. Подобный „патриотизм“ внушает молодежи, что война — это красиво, и чуть ли не весело. Раздача „блокадных паек“, как хотят сделать в том же Хабаровске — это тоже полная подмена понятий. Чтобы ощутить, каково было протянуть на кусочке хлеба 900 дней и ночей — для этого слишком мало устроить себе с друзьями один разгрузочный день. Это оскорбление памяти всех тех ленинградцев, кто до 901-го дня не дожил», — говорит Третьякова.
В современной России из таких сакральных понятий как «Победа», «война», а теперь вот и «блокада Ленинграда», умудрились сделать развлекательный бренд. Из той же серии, кстати, и озвученный на днях байкером Залдостановым проект в Крыму, где из военной истории пытаются соорудить «патриотический Диснейленд».
«Люди, не пережившие ленинградские 900 дней, думают, что блокадный хлеб — даже эти крошечные пайки — раздавали бесплатно. На самом деле, на них надо было еще заработать. Об этом устроители акции „Блокадный хлеб“ умалчивают, тем принижая трагедию умиравшего, но не сдававшегося города», — подчеркивает Третьякова.
Патриотизм нельзя привить насильно, по указанию, в рамках акции, организованной кем-то другим, особенно властью. Потому что такой «патриотизм» неизбежно превращается в надругательство над памятью тех, кто умирал на фронте и в тылу, не произнося никаких красивых слов о любви к Родине.