«Вконтакте» подало в Арбитражный суд Москвы иск против компании Double Data и Национального бюро кредитных историй (НБКИ). Руководство соцсети недовольно, что ее используют в коммерческих целях, продавая банкам данные о кредитоспособности пользователей на основе анализа их открытых данных из профилей.
Среди используемых данных — фамилии и имена пользователей «Вконтакте», данные о регионе проживания, местах работы и учебы, анкеты друзей, фотографии и сведения о частоте посещений страницы и типе устройства, пишет «Коммерсант» со ссылкой на копию иска, которой располагает издание. Отмечается, что ни сами пользователи, ни руководство соцсети не давали разрешения на сбор и коммерческое использование этих материалов.
За нарушение исключительных прав истец требует символическую компенсацию — по одному рублю, пишет издание. За что именно должен взиматься каждый рубль, «Коммерсант» не уточняет: то ли за каждого пользователя, с которого была собрана информация, то ли за каждую сделку, заключенную благодаря использованным сведениям.
В Double Data иск от «Вконтакте» считают способом конкурентной борьбы. Генеральный директор компании Максим Гинжук напомнил, что в прошлом году Mail.ru Group (владелец «Вконтакте») начала инвестировать в Big Data и продукты для оценки кредитных рисков для российских банков. Таким образом, претензии соцсети могут быть основаны лишь на желании монетизировать эту возможность самостоятельно. В Double Data же считают, что если пользователь открыл информацию о себе, то ей могут пользоваться все игроки рынка на равных.
«Много игроков на рынке использует социальные сети, и нужно строить экосистему использования данных, а не разрушать ее», — приводит издание слова Максима Гинжука.
Во всем мире компании и банки используют открытые данные пользователей соцсетей для составления портрета клиента, пишет «Коммерсант». Существуют и интернет-проекты, специализирующиеся на услугах социального скоринга (анализе доступной информации из профиля пользователя). Есть такие и в России — Вдолг.ру и Moneyman.
Были и похожие судебные прецеденты. Например, осенью 2016 года корпорация Facebook запретила страховой компании Admiral Insurance из Великобритании использовать алгоритм анализа личностных качеств владельцев автомобилей на основе их поведения. Команда Цукерберга посчитала этот способ «слишком навязчивым». В другое время сбор и обработку открытых данных пользователей требовало прекратить руководство Twitter.
Эксперты тем временем опасаются, что поспешное решение проблемы, поднятое «Вконтакте», «похоронит» множество перспективных Big Data—решений, отмечает издание.