Депутаты Госдумы предлагают ввести запрет на продажу алкоголя со скидками, а также на бесплатное распространение спиртной продукции в виде подарков. Сегодня в нижнюю палату парламента был внесен соответствующий законопроект.
Причины для введения таких мер авторы проекта излагают на пяти страницах. Масштаб алкогольной зависимости жителей России депутаты считают одной из наиболее значимых проблем в стране. Алкоголизм диагностирован у пяти миллионов россиян — это 3,4% населения. Около полумиллиона человек в год умирают из-за злоупотребления спиртным, каждое третье психическое заболевание в России спровоцировал «зеленый змий», а 90% психически больных детей появляются в пьющих семьях.
Алкоголь бьет по общественной жизни: почти 100% осужденных за хулиганство совершили свои преступления в пьяном виде, 80% убийств, изнасилований и грабежей также были совершены в нетрезвом виде.
Негативно проблема сказывается на экономике страны: поступления в бюджет от продажи алкоголя в три раза меньше финансовых потерь государства, вызванных снижением производства и другими причинами, связанными с ростом алкоголизации населения.
Одна из причин такой картины — слишком доступный алкоголь, полагают депутаты. Сравнительно невысокие цены и скидочные акции, которые проводят магазины для стимуляции покупателей, играет на популярность спиртного среди населения.
По мысли служителей народа, рекламные акции направлены на увеличение объема продажи и покупателей и заставляют людей покупать на самом деле ненужные товары. При этом зачастую ухищрения рекламщиков не отражаются на реальной цене товара — его стоимость остается то же, какая и была до скидки. А значит, речь идет о манипуляции выбором покупателя.
Таким образом, стимулирование продаж алкоголя, в том числе скидки на него, следует запретить, говорится в законопроекте. Еще одним ограничением станет запрет на «распространение алкогольной продукции среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков».
Основная цель законопроекта — не просто запретить что-то, не сделать алкоголь дороже, а жизнь человека неудобной, а защитить людей от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей, направленных на повышение покупательского спроса на алкоголь, уточняют авторы.
Они считают предложенные меры адекватными и необходимыми и позволят снизить устойчивый покупательский спрос на алкогольную продукцию.
После обсуждения проекта на уровне комитетов, документ направят на согласование в регионы, рассказал газете «Известия» депутат Геннадий Онищенко. «И вот на этой стадии его тихой сапой начнут „волынить“, чтобы отложить его принятие на максимально долгое время либо вообще не дать ему превратиться в закон», — уверен экс-глава Роспотребнадзора.