«Великая стена» (The Great Wall)
Китай — США, реж. Чжан Имоу, в ролях: Мэтт Дэймон, Тянь Цзин, Педро Паскаль, Энди Лау, Лю Хан, Чжан Ханью, Уиллем Дефо, Гэнсинь Линь.
Сайт фильма
Великую Китайскую стену строили так долго и так прочно потому, что она была призвана защитить страну от множества самых разных опасностей. Одна из таких — пожирающее всё на своём пути племя чудищ Тао-Тэй. Раз в шестьдесят лет эти твари атакуют границу, тщась преодолеть Стену и добрать до столицы, где еды — под два миллиона жителей.
Как раз накануне очередного марш-броска этих «чужих», к Стене пробираются два чужеземца, которые прибыли в Китай в поисках лучшего «оружия смерти» — чёрного пороха, способного сказочно обогатить обладающего им продавца. Волей-неволей приятели сталкиваются с вопросом, бежать или драться, ну, а так как бежать некуда — до поры до времени остаются сражаться.
Трейлер фильма «Великая стена»
«Великая стена» без обмана предлагает ровно то, что обещано в трейлере: зрелищный фантазийный экшен с азиатским колоритом и мужественным, как всегда, Мэттом Дэймоном. Ярко, зрелищно, достойно. Если не рефлексировать на тему, кто такой Чжан Имоу и какие картины он снимал ранее, а просто принять заявленный жанр как данность — очень хорошо, крепко выструганная работа, претензии к которой могут быть разве что косметического толка.
При желании здесь можно придираться к мелочам. Убегая от погони, путешественники каким-то чудом не замечают стоящую на холме огромную стену — и обращают на неё внимание, только оказавшись у её подножья. Пленников перед боем поднимают на стену просто потому, что не сумели с должной быстротой найти нужный ключ от темницы. «Откуда взялась эта нечисть?» — спрашивает один из них. «Знать не хочу», — отвечает второй, снимая на будущее любые подобные вопросы. Провалы же шестидесятилетней подготовки ловко объясняются тем, что звери за прошедшие годы неожиданно поумнели…
Ролик фильма «Великая стена»
Однако эти шероховатости сценарного толка вполне простительны, так как с лихвой искупаются остальным действием. И пусть даже кому-то оно покажется не вполне оригинальным (традиционно нелепая смерть генерала и принцип, согласно которому вся армия держится на одной королеве, — всё это уже где-то было), не стоит забывать, что миф на то и является мифом, что вбирает в себя многочисленные «шаблоны», выбивая в итоге некую единую матрицу. А «Великая стена», безусловно, — это кино именно что мифическое; не сказка, но легенда, и одно это уже должно охладить пыл тех, кто везде привык видеть огрехи, не замечая достоинств.
Здесь, разумеется, есть перерождающийся герой — прошедший полмира Уильям, наёмник, вор, лжец и убийца, привыкший под любым знаменем биться за еду и ради денег, уверенный, что выживает только сильнейший, а предательство заслуживает мести. «Тебе не изменить своего прошлого, такова твоя природа», — так друг-напарник убеждает его забрать то, за чем они сюда пришли, позабыв обо всём прочем. Но уйди с ним в этот момент Уильям — не было бы фильма.
Ролик фильма «Великая стена»
В отличие от беспринципного гостя, китайские пограничники отдают свои жизни за нечто большее: они бьются за свою страну, за свою Родину, бесстрашно принимая смерть в обмен на полшажка к желанной победе. В нашествии Тао-Тэй они видят напоминание «о том, что случается, когда алчность не знает границ», подсознательно чувствуя, что «в своей жадности люди не сильно отличаются» от этих тварей — и желая перебороть порочный принцип «сильные пожирают слабых», доказав, что может быть и иначе, что следует «доверять друг другу всегда и во всём».
Самоотверженность и беспрекословное подчинение простого китайского солдата — вот что главное в этом кино, вот на чём в итоге строится славная битва. Сказано: прыгай со стены вниз — прыгают со стены вниз. Сказано: «Безмозглый идиот, тебе место на кухне!» — «Слушаюсь!» — и солдат тут же отправляется со стены на кухню. Сказано: лететь на воздушных шарах, ещё неопробованных в полной мере, — не вопрос, полетели. И в совокупности с железной дисциплиной отличная боевая выучка — это страшная сила.
Ролик фильма «Великая стена», посвящённый режиссёру Чжану Имоу
«Вот это армия! Ты хоть раз видел что-нибудь подобное?» — не скрывают восторга иноземцы, и надо признать, что как ода воинской славе наш «Сталинград» по сравнению с «Великой стеной» заметно и неотвратимо меркнет. Если перед Чжаном Имоу стояла задача по-своему перефразировать «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет» (а она перед ним наверняка, конечно же, стояла) — то он с ней справился просто блистательно. Воевать с Китаем после такого фильма — самое распоследнее дело.