Фото: Reuters
20 февраля 2014 года противостояние на Майдане во время «революции достоинства» достигло кульминации: на Институтской улице в Киеве снайперы убили несколько десятков человек — протестующих и стражей порядка. Тот кровавый четверг стал точкой невозврата для Украины. В общей сложности за три дня, с 18-е по 20-е число, погибли более 100 человек. До сих пор бывшие и нынешние власти страны обвиняют друг друга в организации массовых убийств. Однако дела о расстреле так и не раскрыты. RT вспоминает те трагические события и их роковые последствия.
В эти дни мероприятия, посвящённые памяти героев Небесной Сотни (название — по числу погибших в ходе кровавых событий), проходят при беспрецедентных мерах безопасности. Уже несколько дней проезд автомобилей в центральную часть Киева запрещён, на въездах в столицу дежурят военные с автоматами, а полиция увеличила число патрулей.
Попасть на Институтскую улицу, где три года назад от пуль неустановленных снайперов погибли свыше 100 человек, можно только после прохождения металлоискателей. Все вещи людей, пришедших почтить память погибших, тщательно досматривают. Правительственный квартал со всех сторон окружают защитные решётки. Около 6,5 тыс. правоохранителей отвечают за безопасность во время акций памяти. Как и в предыдущие годы, они будут запрещать активистам жечь шины и массово устанавливать палатки.
Служба безопасности Украины заявила о вероятных восьми насильственных акциях во время памятных мероприятий, традиционно обвинив в их подготовке Россию. В социальных сетях распространяется информация о намерении праворадикального движения «Наждак» провести акции протеста на Майдане утром 20 февраля. Члены движения призывают граждан приносить с собой зарегистрированное оружие, ставить палатки и совершить шествие к Банковой улице, где расположена Администрация президента. Требование праворадикалов — объявить перевыборы парламента и президента.
Фото: Reuters
Немирное шествиеМирные ноябрьские митинги 2013 года против приостановки подписания Соглашения об ассоциации с ЕС к февралю 2014-го переросли в жестокую бойню — в ход шли коктейли Молотова и другое оружие. 18 февраля был открыт счёт массовым жертвам «евромайдана». Владимир Захаров, 65-летний IT-специалист, работавший в «Партии регионов», пытаясь урезонить ворвавшихся в офис радикалов, был зверски избит. Здание подожгли, и мужчина задохнулся от дыма. Теперь Захаров фигурирует в списках Небесной сотни.
В течение дня 18 февраля градус противостояния протестующих с представителями Национальной полиции и спецподраздлением «Беркут» нарастал. Протестующие жгли шины и требовали от президента Виктора Януковича добровольно уйти в отставку. На Крещатике ежечасно звучал гимн Украины. Многих женщин самооборона не пускала в центр Киева, опасаясь за их здоровье, а число пострадавших постоянно увеличивалось.
Экс-мэр Александр Попов остановил работу метрополитена, в городе постоянно распространялись слухи о возможном перекрытии мостов и пропаже топлива. Зачастую только вмешательство священников приостанавливало уличные бои.
В Верховной раде 18 февраля собирались зарегистрировать проект постановления о возвращении к Конституции 2004 года, вводившей на Украине парламентско-президентскую форму правления. По такому случаю было устроено «мирное шествие», которое возглавили народные депутаты Олег Тягнибок, Олег Ляшко, Андрей Парубий. На подступах к парламенту милиция грузовиками перегородила манифестантам дорогу. Разгневанные «мирные» демонстранты забросали правоохранителей камнями, а грузовики подожгли коктейлями Молотова.
К вечеру бойцы «Беркута» и внутренние войска начали зачистку центра Киева от протестующих, оттеснили манифестантов на Майдан Незалежности и были готовы освободить площадь. Оружие в ходе операции не применялось — силовики использовали водомёты и светошумовые гранаты. Однако в результате закулисных переговоров Януковича с оппозицией операция была остановлена.
Фото: Reuters
Затишье перед бурей19 февраля на официальном сайте президента было размещено видеообращение Януковича к украинскому народу, в котором он обвинил лидеров оппозиции в кровопролитии. Также глава государства объявил 20 февраля 2014 года днём скорби на всей территории Украины в связи с человеческими жертвами в результате массовых беспорядков 18 и 19 февраля.
Но градус противостояния лишь нарастал. Активисты «евромайдана» захватили в Киеве здания Главпочтамта, консерватории и Госкомтелерадио, подожгли Дом профсоюзов. «Эпидемия» захватов административных зданий перекинулась на Западную Украину.
Ближе к ночи состоялись очередные переговоры Януковича с лидерами оппозиции, на которых стороны договорились о перемирии.
Фото: Reuters
Кровавая развязкаСторонники оппозиции нарушили соглашение и утром 20 февраля перешли в наступление «по всей линии фронта». Под натиском толпы силовики стали отступать, поначалу организованно, но после того, как митингующие применили боевое оружие, отступление приняло хаотичный характер. Видеозаписи событий подтверждают наличие у «евромайдановцев» огнестрельного оружия.
Милицию и «Беркут» закидывали булыжниками и бутылками с зажигательной смесью. Силовики пытались остановить нападавших, были применены резиновые пули, потом боевые (по приказу министра внутренних дел Виталия Захарченко правоохранителям было выдано боевое оружие и разрешено его применение в рамках закона о милиции). «Евромайдановцы» открыли ответный огонь из охотничьих ружей, спортивных карабинов и снайперских винтовок.
Самым кровавым эпизодом «революции достоинства», как назвали её протестующие, стал расстрел на Институтской улице, по которой отступали силовики. Здесь работали снайперы, за два часа они убили несколько десятков человек и ранили более сотни. Причём стреляли как по сотрудникам правоохранительных органов, так и по протестующим.
С того дня памятные мероприятия на Крещатике не проводятся. Все праздники в Киеве отмечают чуть выше — на Михайловской площади. На протяжении трёх лет к местам гибели людей украинцы приносят цветы и лампадки, а Институтская улица так и остаётся пешеходной.
Бойня на Институтской стала поворотным моментом в истории современной Украины.
Чтобы избежать дальнейшего кровопролития, 21 февраля Янукович подписал Соглашение об урегулировании политического кризиса. Свои подписи под документом также поставили лидеры оппозиционных партий Виталий Кличко, Арсений Яценюк и Олег Тягнибок. Свидетелями и гарантами выступили министры иностранных дел Германии и Польши Франк-Вальтер Штайнмайер и Радослав Сикорский, а также руководитель департамента континентальной Европы министерства иностранных дел Французской Республики Эрик Фурнье. Специальный представитель президента России Владимир Лукин отказался ставить свою подпись.
Соглашение предусматривало возвращение к Конституции 2004 года, формирование «правительства национального доверия», конституционную реформу и проведение досрочных выборов президента до конца 2014 года. Согласно документу, оппозиции предписывалось сдать оружие.
Однако на следующий день соглашение было нарушено, и Рада отстранила Януковича от власти.
Год спустя новый президент Украины Пётр Порошенко назначил 20 февраля «Днём героев Небесной сотни» — «в память подвига участников революции достоинства».
Фото: Reuters
Три года спустяТри года назад в рядах победивших сторонников «евромайдана» царила эйфория. Сегодня отношение к тем событиям заметно изменилось.
«Большое число людей, которые участвовали в этих событиях и поддерживали их, считают, что поступили правильно, — режим Януковича надо было снести, — отметил в интервью RT директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — Но часть из них считают, что к власти привели не тех людей. Тех же, кто не поддерживают «майдан», сейчас больше, чем год назад. И есть третья группа украинцев, которые считают, что «майдан» запустил механизм войны на Украине».
По словам эксперта, до 80% населения страны сегодня не доверяют всей украинской элите. В число негативных героев входят и спикер Парубий, и президент Порошенко — одним словом, все участники событий на Майдане. При этом 35-40% украинцев позитивно относятся к России, однако возглавить движение против националистов сегодня некому.
Фото: Reuters
Расследование в тупикеМассовое убийство людей в центре Киева не осталось незамеченным в Европе. Представители ЕС выступали за проведение расследования и продолжают требовать этого до сих пор. Если ещё недавно голословные обвинения в том, что расстрел организовали Янукович или Москва, Запад вполне устраивали, то сегодня подобные объяснения уже не проходят. Однако нынешние украинские власти не спешат с объективным расследованием.
«Никто при этой власти серьёзного расследования проводить не будет, — заявил Погребинский. — Как можно проводить расследование, если председатель комитета по обороне и безопасности — один из активных участников этих событий? Спикера парламента тоже обвиняют в этих вещах. Пока эти люди у власти, никакого расследования проводиться не будет».
К тому же, по словам эксперта, многие улики с мест событий тех дней уничтожены.
В частности, оказались спилены деревья, в которых остались следы от пуль. По ним можно было проследить траекторию выстрелов. Многочисленные видеосвидетельства стрельбы снайперов также не принимаются во внимание. А целый ряд непосредственных участников беспорядков до сих пор не допрошен.
С каждым годом «День героев Небесной сотни» проводят всё менее помпезно, а число участников мероприятий сокращается. Эксперты не ожидают большой численности и на этот раз: по мнению Погребинского, придут несколько тысяч человек.
Илья Оганджанов, Кристина Урсу