Разведка США зафиксировала в среду на островах Суби, Мисчиф, Фири Кросс и Спратли, где также размещены взлетно-посадочные полосы для китайских ВВС, строительство почти двух десятков бетонных объектов с раздвижной крышей.
Сооружения напоминают пусковые шахты для зенитных ракет.
В январе китайское издание Global Times предрекло начало вооруженного конфликта между США и КНР из-за спорных территорий.
В декабре 2016 года американский командующий в Тихом океане адмирал Гарри Гаррис пообещал противостоять «незаконным морским претензиям» КНР в Южно-Китайском море, где Китай пытается оспорить принадлежность островов и водных территорий. США считают, что их корабли и самолеты могут появляться везде, где это разрешено международным правом.
Период, когда США в этом регионе ощущали себя в зоне комфорта, подошел к концу с приходом в Пекине к руководству Си Цзиньпина, который стал проводить более настойчивую политику по отстаиванию китайских интересов вокруг спорных островов и акваторий, указывает руководитель Школы востоковедения ВШЭ Алексей Маслов.
«В течение последних лет там происходит явственная эскалация напряженности. Наращивание морского присутствия США — это их ответ на активность Пекина в Юго-восточной Азии», — сказал Маслов «Ридусу».
Выбор перед США стоит непростой. Первая опция — они должны закрыть на китайские телодвижения глаза, поскольку у США нет своих собственных интересов в регионе, Вашингтон не претендует там ни на какие территории.
Такой вариант будет означать, что США умывают руки и признают доминирование Китая в регионе, тем самым бросая своих союзников — Японию, Южную Корею, Тайвань и Филиппины — на произвол судьбы.
Вторая опция — наращивание военного присутствия, ответ на каждый шаг КНР каким-то более-менее паритетным ходом.
«Опасность происходящей эскалации, конечно, не в том, что США и КНР собираются развязать вооруженный локальный конфликт. Опасность в том, что столкновение между китайскими и американскими боевыми кораблями может произойти по случайности — например, при опасном маневрировании. Тогда уже дипломатическими нотами дело не ограничится», — говорит Маслов.
Принадлежность островов в Южно-Китайском море оспаривается Китаем, Тайванем, Малайзией, Филиппинами, Вьетнамом и Брунеем.