» » «Независимость от российского угля» обернется отсутствием электричества

«Независимость от российского угля» обернется отсутствием электричества

Автор: admin 398  
«Независимость от российского угля» обернется отсутствием электричества

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Минэнерго Украины предлагает на законодательном уровне запретить покупку антрацита в России. В условиях угрозы полного разрыва торговых отношений с Донбассом, где добывается антрацитный уголь, Киев сам себя загоняет в ловушку. Что случится с бывшей УССР в случае полного отказа страны от закупки донецкого и российского антрацита?

Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявил, что намерен инициировать введение кабинетом министров запрета на импорт угля антрацитовой группы из России. Он объяснил это тем, что Россия якобы может перепродавать Киеву уголь из Донбасса, но уже с наценкой. «Они хотят тот уголь, который есть в неподконтрольной (Киеву) зоне, это предварительно мы имеем такую информацию, на ростовских ЦОФах обогащать и по тем же путям переправлять на Украину, но он уже будет в два раза дороже», – заявил Насалик.

Однако тем самым Украина отрубает единственный для себя спасительный вариант в случае полной и постоянной блокады Донбасса. Как же будет развиваться ситуация, если Украина не будет получать антрацит ни из Донбасса, ни из России?

По данным украинского экономиста Александра Колтуновича, ТЭС и ТЭЦ обеспечивают порядка 41,2% электроэнергии в стране, АЭС – 51%. Зависимость энергетического комплекса Украины от угля с Донбасса колоссальна. Так, шахты Донецкой и Луганской областей добыли в прошлом году 20,9 млн тонн угля, в том числе более 9 млн тонн антрацита. Именно антрацит – главный ресурс, которым Донбасс снабжал Украину. Этот вид угля добывается только здесь. Есть данные, что ДНР и ЛНР обеспечивали от 10 до 19% электрогенерации Украины. За сутки с предприятий Новороссии раньше приходило на Украину более 350 вагонов, в которых перевозилось около 25 тыс. тонн энергетического угля. Теперь все это прекращено.

Запасы на складах украинских ТЭС и ТЭЦ на 1 февраля составили 1,9 млн тонн угля. На 1 марта в минэнерго Украины ожидали, что запасы угля на ТЭС и ТЭЦ составят 1,68 млн тонн. Из них 830 тыс. тонн антрацита и 850 тыс. тонн угля газовой группы. В реальности дела, судя по всему, обстоят хуже. В СМИ говорят о том, что угля уже меньше 1,5 млн тонн.

«Следующим этапом станет сокращение объемов производства электроэнергии на ТЭС и ТЭЦ. Это неизбежно приведет к снижению уровня потребления населением и промышленностью – и, как следствие, к снижению уровня промышленного производства», – говорит Колтунович.

По оценке члена наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрия Корольчука, в день Украина сжигает 60 тыс. тонн угля на всех станциях. То есть оставшихся 1,68 млн тонн хватит на 28 дней, а если осталось меньше, то он закончится раньше. Наиболее уязвимы Харьковская и Херсонская области, а также центр и Киев. Именно там в первую очередь стоит ждать отключения света из-за нехватки угля. Дефицит антрацита будет наблюдаться на Трипольской и Змиевской ТЭС (государственная компания «Центрэнерго»), а также на Запорожской и Приднепровской ТЭС (частная энергетическая компания «ДТЭК»). Западные области страны пострадают меньше всего.

Ранее сам Насалик признал, что в условиях блокады Киеву придется импортировать уголь из РФ либо дальнего зарубежья. При этом сами же украинские власти оговариваются, что ждать уголь из той же ЮАР или США долго – минимум два месяца только идти морем будет, а еще неизвестно, сколько времени потребуется на подписание договоров. Кроме того, уголь получается существенно дороже донбасского. Оперативно помочь избежать коллапса энергетической системы способен только уголь, который есть рядом – донбасский или российский.
Украина до недавних пор продолжала покупать уголь в России. Так, в январе этого года на ТЭС и ТЭЦ было отгружено всего 199,9 тыс. тонн импортного угля энергетических марок. Из России больше всего – 93,5 тыс. тонн. Также были поставки из ЮАР (59,1 тыс. тонн) и Польши (47,4 тыс. тонн). Объемы при годовом потреблении в 24 млн тонн угля, из которых 9 млн тонн составлял антрацит, довольно незначительные. Дело тут и в том, что логистика не позволяет везти много, и в том, что денег на более дорогой уголь нет. Например, из ЮАР в прошлом году Украина импортировала 500 тыс. угля, но логистика позволяла привезти в три раза больше антрацита. Однако никто столько не привез, потому что нет денег – нет и контрактов.

Украинские власти периодически говорят также, что собираются закупать антрацит в США, Австралии и Вьетнаме. Но доставка получится космической по стоимости, замечает Анна Бодрова из «Альпари».

Кроме того, в Киеве снова заговорили, что отказаться от зависимости от донбасского угля поможет также переоснащение ТЭС с угольной генерации на газовую. Благодаря этому маневру Украина рассчитывает уменьшить годовое потребление антрацита лишь с 9 до 6 млн тонн угля. Вот только сколько денег на это потребуется и где их возьмут, почему-то власти страны умалчивают.

«Модернизировать украинские ТЭС и ТЭЦ в масштабах 42% производимой по стране энергии будет попросту нереально. На эти цели потребуется привлечь десятки миллиардов долларов. Никто не будет переоборудовать теплоэлектростанции под уголь из других стран или под другое топливо», – считает Александр Колтунович.

В любом случае электроэнергия, произведенная на газомазутном блоке, на выходе получается вдвое дороже. Если один киловатт электроэнергии, произведенной на угле, стоит 1,30 грн, то на газе – минимум 3 грн, говорит Корольчук.

Таким образом, если не будет угля ни из Донбасса, ни из России, то Украина будет постоянно находиться на грани остановки ТЭС и ТЭЦ из-за нехватки угля. А значит, угроза веерных отключений станет повседневной реальностью жителей страны. В самой критичной ситуации Украина, скорее всего, вновь обратится к России. Только не за углем (ведь его запретят покупать), а за готовой электроэнергией.

Если за это время произойдет сразу несколько чудес – не случится непоправимой катастрофы в энергосистеме и на Украину свалится много денег на энергетическую модернизацию, то страна переведет угольные ТЭС на газовую генерацию и наладит импорт антрацита из далеких стран. Тогда уголь из Донбасса и России действительно больше не будет нужен. Украинцы, правда, от этого все равно проиграют.

«Ряд политических деятелей говорит о недопустимости покупок у России, но никто из них не поясняет, что за эту «энергетическую безопасность» заплатит каждый из своего кошелька, причем на 20–50% дороже, чем это стоит сегодня», – замечает Анна Бодрова.

Сейчас еще ситуация с дефицитом антрацита может быть сглажена наступлением весны, что позволяет ТЭС снизить мощности незаметно для потребителей. «Однако к осени проблема встанет опять в полный рост. Схема энергообеспечения Украины выстраивалась еще в Советском Союзе, и она практически полностью «завязана» на местном угле. Веерные отключения зимой уже были пару лет назад, и это мало кому понравилось», – резюмирует Анна Бодрова.

Текст: Ольга Самофалова

  
Social comments Cackle

Новости партнеров