Фото: pmo.eeПремьер-министр Эстонии Юри Ратас посетил Санкт-Петербург. Поездка главы правительства в Россию возмутила эстонских националистов, заставивших Ратаса оправдываться, однако в России визита эстонского премьера попросту не заметили: Юри Ратас приехал в Санкт-Петербург фактически как турист, ни с кем из российских официальных лиц не встречался и переговоров не проводил. Отношения России со странами Прибалтики пришли к логическому завершению: для Литвы, Латвии и Эстонии Россия остается в центре мироздания, а в России не обращают внимания на визит эстонского премьер-министра.
Для Эстонии визит премьер-министра в Россию был событием историческим. До Юри Ратаса главы исполнительной власти Эстонии восточную страну-соседку не посещали, и нынешняя поездка Ратаса в Санкт-Петербург его соотечественниками была воспринята как явление особой политической значимости — чуть ли не как прорыв в эстонско-российских отношениях.
С этим согласны как сторонники нормализации этих отношений, так и национально озабоченные профессиональные русофобы. Голос последних, как водится, был слышен гораздо громче.
Депутат Рийгикогу от крайне националистической Консервативной народной партии Яак Мадисон поинтересовался у премьера, как его визит повлияет на направление внешней политики Эстонии и какой сигнал это дает союзникам по НАТО и ЕС, если премьер-министр Эстонии кардинально меняет внешнеполитический курс, установленный в отношениях с Россией, и предпочитает посетить Российскую Федерацию до того, как направиться в другие соседние государства. По мнению Мадисона, визит в Санкт-Петербург бросит тень на единство принятых антироссийских мер и будет использован для «ведения Кремлем пропагандистской войны».
С осуждением вояжа Юри Ратаса выступили и другие оппозиционные силы. Депутат Арто Аас из Партии реформ заявил, что премьер-министр перед поездкой в Россию должен был разобраться с городским телевидением Таллина, журналисты которого позволяют себе критические замечания в адрес НАТО, выступают против антироссийских санкций и даже подвергают сомнению самое святое, что есть у эстонской государственности, — «советскую оккупацию». Другой «реформист», Игорь Грязин, считает, что отношение России к Эстонии «в общем-то хамское» и эстонский премьер должен бы хорошенько подумать, прежде чем туда ехать.
Вся эта буря в стакане в реальности не стоила выеденного яйца. Потому что премьер-министр Эстонии фактически посетил Россию как турист.
В Санкт-Петербурге Юри Ратас встречался только с эстонским дипкорпусом — никаких переговоров с российскими официальными лицами не проводилось, и вообще на визит главы эстонского правительства в Россию в самой России никто не обратил внимания.
О том, что никакого политического значения его визит не имеет, заявляет и сам эстонский премьер. «Цель поездки в Санкт-Петербург всего одна: поддержать независимость Эстонской Республики, поддержать наше население, которое каждый день работает и строит Эстонское государство, но также и… выразить благодарность тем сорока тысячам эстонцев, которые ровно 100 лет тому назад 8 апреля устроили в Петрограде демонстрации, требуя автономию для Эстонии, — подчеркнул Юри Ратас. — Я считаю, что это событие и положило начало Эстонскому государству и его независимости. И это наиболее правильное место, та самая церковь Святого Иоанна, чтобы вспомнить события столетней давности в ходе богослужений, концертов и торжественных мероприятий».
Так что эстонский премьер прибыл в российскую Северную столицу всего-навсего для того, чтобы принять участие в мероприятиях в честь столетия манифестации эстонцев, требовавших национальной автономии. Дополнительным мероприятием в Санкт-Петербурге с участием Юри Ратаса стало возложение цветов у станции метро «Технологический университет», где на прошлой неделе произошел теракт.
Премьер Эстонии почтил в Санкт-Петербурге память жертв терактов
Однако никаких встреч и переговоров с президентом или премьер-министром России у главы эстонского правительства не было.
Приехал, почтил память погибших в теракте, поучаствовал в торжественных мероприятиях местного эстонского консульства… и уехал.
Сложно представить аналогичную ситуацию в случае, если бы в Россию по своим делам приехал глава правительства Германии. Или Италии. Или Финляндии. Или практически любой другой страны. Какие бы у них ни были свои дела, российское руководство в любом случае использовало бы поездку для организации встречи на высшем уровне. А на главу исполнительной власти Эстонии просто никто внимания не обратил. Приехал? Ну и бог с ним. Мало ли эстонцев в Питер ездит!
Зато в самой Эстонии поездка премьер-министра в Россию находится в центре политической жизни. Историческое событие, первый визит главы правительства в Россию, Эстония меняет внешнеполитический курс, вот говорили же: нельзя пускать Центристскую партию в правительство…
Этот контраст между эстонскими представлениями о поездке Юри Ратаса в Россию и реальной программой его пребывания в Санкт-Петербурге — самая яркая иллюстрация сегодняшних отношений Прибалтики и России.
России до стран Прибалтики нет никакого дела, тогда как для Литвы, Латвии и Эстонии Россия по-прежнему в центре мироздания.
Политики стран Балтии живут мыслями о «русской угрозе», ищут в своих рядах «пятую колонну», за каждым углом видят «руку Москвы». Они тревожатся, что союзники по НАТО и ЕС демонстрируют недостаточно единства в борьбе против «имперской агрессии» и мало принципиальности показывают в вопросе о санкциях. Призывают союзников проявлять солидарность, призывают друг друга не поддаваться влиянию «мягкой силы» и не идти навстречу соблазну экономической выгоды от восстановления добрососедских отношений с Россией.
А Россия существования всех этих политиков просто не замечает. И дело здесь не в несопоставимости масштабов и не в великодержавном шовинизме. Ведь так было не всегда.
Вот в 2001 году только вступивший в должность президента России Владимир Путин встречается с тогдашним президентом Латвии Вайрой Вике-Фрейбергой. Вот в 2010 году премьер-министр России Владимир Путин проводит переговоры с новым президентом Литвы Далей Грибаускайте. Вот министр иностранных дел России Сергей Лавров принимает в высотке МИД на Смоленской площади министра иностранных дел Латвии Эдгара Ринкевича.
Вслед за этим следовали пассажи Вайры Вике-Фрейберге о водке и вобле, которые кладут на газеты русские ветераны, празднующие 9 мая. Про первую встречу с Путиным экс-президент Латвии говорила, что президент России делал ей страшные лица и хотел запугать. Даля Грибаускайте именовала Путина «параноиком», а Россию «террористическим государством», которое «уже напало» на Литву. Эдгар Ринкевич после визита к Лаврову в Москву сравнил соседнюю страну с Третьим рейхом, написав, что она закончит как Германия после Второй мировой войны.
Поэтому теперь руководство России просто не обращает внимания на существование прибалтийских лидеров и не имеет с ними никаких дел.
Если завтра президент Литвы решит съездить в Санкт-Петербург по местам боевой молодости, то официальная Москва на ее поездку тоже не обратит внимания. Единственная официальная реакция, какая может быть на частный визит Грибаускайте, Ринкевича, Фрейберги и им подобных в Россию, — это запретить въезд и не пустить их в страну.
И то много чести. Пусть приезжают — их всё равно никто не заметит.
Автор: Александр Носович