Фото: AFP
Раскидала судьба русский народ по всему миру: то революция, то крах коммунистической иллюзии, кого-то позднее по житейской линии оторвала от родной земли. Но так или иначе безжалостная судьба не смогла сделать их другими. За что Бога надо благодарить отдельным чином, потому что русские представлены крупными общинами во всех цивилизованных странах и имеют определённое влияние на жизнь в этих странах.
Сейчас время для общин неблагодарное — по Европе прокатилась русофобская волна. Общины долго держали православный нейтралитет, но в итоге плюнули на общественное мнение, тем более что общества в большинстве своём уважения не заслуживали. И договариваться с аборигенами стало сложнее.
Раньше это были, предположим, Шарлотта и Шульц. Шарлотта хотела пламенных чувств, Шульц думал о питании. Теперь это бесполое существо, лишенное вкуса к жизни. Оттого то, что это существо считает правильным, иной раз понять нельзя, а иной — принять невозможно.
Вспоминается немецкая семья из Поволжья, вынужденная бежать из Германии, чтобы не сидеть в тюрьме за нежелание обучать свою четырёхлетнюю дочь рукоблудию. Или отказ испанского полового обслуживать в ресторане компанию русских барышень, потому что они русские. Типа: собакам, неграм и русским нельзя.
Это всё известные случаи, а неизвестных сколько! Разумеется, трагедию прибалтийских русских в расчёт принимать не стоит — как крайность. Там только что Освенцим пока не строят — боятся, перегнут палку и сами же в него попадут. Надо отдать должное терпению русских общин Прибалтики. Святые люди!
Ныне русские поменялись местами с евреями. Несчастный народ Авраама тоже горя хлебнул за свои тысячелетние странствия. Но выжил и остался единым народом. Их вера спасла.
И нам думать об этом необходимо. Вот я, например, если еду в отпуск за границу то всегда селюсь поблизости от православного храма. И в Испании той же, и в Австрии, и в Чехии, и в Италии, и во Франции. В общем — везде.
Что это даёт? Если не затрагивать мистическую составляющую, это даёт мгновенную картину местности и нравов, царящих в ней. Плюс знание реальных цен и лучших забегаловок.
XXI век довольно шустро закрутил колесо событий. Жить стало интереснее, но опаснее. А где риск, там тяга к Истине. Только тот альпинист правильный, который горные пики покоряет, чтобы к Богу поближе быть, а не ради флажка ценой отмороженных ушей. Так что тягу к Церкви не стоит относить ко временному течению российской прогосударственной моды. Даже если так, то лет на триста-четыреста. Вот такими — широкими — категориями мыслит русский человек в истории.
Нынешнюю тягу к Церкви следует понимать как стремление к обретению себя в условиях нравственного дискомфорта и всемирного бардака.
На примере русских общин в странах Европы можно смело утверждать, что только православная церковь способна объединять соплеменников. Ни орнитологические ассоциации, ни клубы любителей кёрлинга никогда не смогут позволить себе роскошь каждую субботу и воскресенье приобщать большое количество людей к таинству церковнославянского языка — базового языка для русского человека. Языка, созданного в первую очередь для богослужения. Так что общение на этом языке невольно превращает любую беседу в маленькое таинство.
Русские общины лучше остальных понимают это, потому что зачастую в окружающем их обществе не приветствуются задушевные беседы. Не принято у европейцев «подпускать так близко к сердцу». Сообщений в мессенджере вполне достаточно. Чтобы всегда можно было заблокировать.
Оно, конечно, удобно, но заражает адским одиночеством. Вплоть до того, что хочется от самого себя отдохнуть. Поэтому эвтаназия там — дело нормальное, как и бессилие перед мигранским зомбилендом.
Я боюсь, что однажды только русские общины позволят сохранить государственность в европейских странах.
P.S. Хотел закончить фразой: «и было бы неплохо им туда оружия подкинуть»... Но, как человек законопослушный, не стал.
Иван Охлобыстин
киноактер, публицист