Фото: © twitter.com/lstr_by
Памятная монета, выпущенная в рамках проекта "113 городов", на которой цитируется призыв "Пора! Пора!" к резне московского войска в 1661 году, - лишь продолжение цепочки продукции, пропагандирующей в республике вполне определенные взгляды.
Обратим внимание, например, на продукцию белорусской фирмы LSTR Adziennie, возникшей четыре года назад и предлагающей ассортимент, адаптированный под хипстерскую моду. Вот только с определенным идеологическим месседжем.
Один из популярных изделий компании - футболка "Гусарская" с изображением гусар (тяжеловооруженный всадник) Речи Посполитой топчет копытами коня и пронзает копьем лежащего на земле в луже крови стрельца Московского царства. Такие же стрельцы, кстати, подверглись резне в 1661 году в Могилеве, что показано на диораме в ратуше города.
Первое такое изделие было представлено в августе 2012-го как первая же подкла же поделок LSTR Adziennie и менее чем за год трижды переиздавалось в новых вариантах.
После очередного уже по счету, выпущенного в декабре 2014-го, выпуск футболки прекратили, так как на такие скандальные изделия обратили внимание российские журналисты. Модель до сих пор есть на сайте компании (ее не стыдятся), но со статусом "Распродано".
Еще один любимая историческая тема LSTR Adziennie - битва под Оршей, где польско-литовская армия разгромила в 1514 году армию Московского княжества. Это событие белорусские националисты из "Молодого фронта" и подобных организаций, многие из которых в 2014-2015 годах отправились воевать в АТО, давно празднуют как "победу белорусского оружия, на многие десятилетия остановившую имперский пыл Москвы", угрожая снова повторить в наши дни.
Первую толстовку в честь битвы под Оршей компания выпустила в продажу в апреле 2013-го.
За ней последовали футболки в различном дизайне, где героями опять-таки выступают (что несколько странно для Белоруссии) западные рыцари.
И новые, и новые... Такие футболки предлагаются компанией и сейчас под лозунгом "Если подарок на День защитника Отчизны, то только такой!" То есть, посвященный победой над "москалями".
Еще одна историческая тема, которую LSTR Adziennie пропагандирует молодым белорусам - польско-литовское восстание 1863 года против Российской империи, в ходе которой называвшие себя "воинами польского королевства" вооруженные повстанцы массово вырезали мирное русское население, и особенно православных священников (разумеется, в трактовке националистов это - их "национально-освободительное восстание").
Первые изделия на эту тему были представлены в октябре 2012 года.
И выпускаются в разных вариантах дизайна как "классика" компании по сей день, в них гордо ходят молодые люди по улицам...
В июле 2015-го LSTR Adziennie представила футболку, посвященную битве Слуцкого полка Белорусской народной республики с Красной армией. Националисты регулярно празднуют его в Белоруссии массовыми шествиями своих военизированных формирований по улице Слуцка.
Этот список можно продолжать и продолжать, но можно обратить внимание на другой момент - начиная с 2014 года моделью для изделий компании регулярно выступает солист группы BRUTTO и автор неформального гимна Майдана и АТО "Воины света" Сергей Михалок, культовая фигура среди белорусских оппозиционеров.
Еще один вокалист BRUTTO Виталий Гурков "засветился" как модель для футболки LSTR Adziennie еще в 2012 году. Такое взаимное сотрудничество, очевидно, имеюет идеологическую подоплеку: Михалок и другие участники его группы резко выступают против "русского мира".
В марте 2015-го во время гастролей BRUTTO на Украине российские антифашисты уличили в совместной фотосъемке с лидерами неонацистской группировки Misanthropic Division, воевавшей в рядах полка "Азов". После этого организаторы концертов группы в Германии "завернули" все выступления там для Михалка с компанией, объяснив, что не приветствуют неонацистов.