Фото: викепедия
В переделе балтийского транзита хочет поучаствовать новый игрок. В конце февраля правительство Польши одобрило проект развития Эльблонгского порта — крупнейшей польской морской гавани Вислинского залива. Порт планируется связать с водами Гданьской бухты полуторакилометровым судоходным каналом, идущим через Балтийскую косу. Эльблонг будет ориентирован на белорусские и украинские грузы, сообщает польская сторона, Варшава готова предоставить «льготные условия». Конкуренция на Балтике обостряется.
Новая судоходная траншея позволит «покончить с зависимостью от России». «Осуществить инвестиции необходимо из-за безопасности внешних границ Польши и Европейского союза», — гласит официальное сообщение польского правительства. В настоящее время суда, направляющиеся в Балтийское море, проходят через территориальные воды России. Такой режим регулируется специальным договором о навигационных правах, подписанным Варшавой и Москвой.
Расширять Эльблонг планируется прежде всего в военных целях. В интересах НАТО удержать Вислинский залив, как один из стратегических узлов на севере Польши.
Но коммерческий интерес к этому проекту никто не отменял. На заход сюда международных стивидорных компаний и рост грузоперевалок натовцам плевать, однако поляки намерены подзаработать на судоходной траншее.
Бюджет вислинского коридора достигает 200 млн евро — серьезные деньги, которые Варшаве хотелось бы как-то «отбить». «Этот порт мы выделяем для Украины и Беларуси, так как он имеет более низкие издержки», — говорил министр морского хозяйства Польши Марек Грубарчик на встрече со своим белорусским коллегой Анатолием Сиваком в Минске.
И хотя проект несет в себе серьезные экологические риски, польская сторона убеждена: «российская угроза» перекроет собой все возражения.
«Аспект безопасности играет главную роль. Поэтому у Еврокомиссии не должно быть никаких замечаний относительно реализации этого проекта», — подчеркивал министр морского хозяйства Польши.
Конкуренция за транзит на Балтике будет обостряться. После начала реализации российской стратегии по загрузке собственных портовых мощностей, наиболее лакомым куском для морских гаваней Прибалтийских республик становится белорусский транзит. Грузы из «Гудии» поддерживают на плаву Клайпедскую морскую гавань, которая демонстрирует поступательный рост объемов перевалки с 2014 года.
Соседские порты в это время терпят убытки: в прошлом году через Рижский порт прошло на 7,5% меньше грузов, чем годом ранее, порт Вентспилс «просел» на 16,5%, Таллинский порт — на 10,3%.
Литовские успехи объясняются грамотной стратегией на белорусском направлении. Российские грузы стали покидать эту прибалтийскую республику раньше, чем ее соседей.
Поэтому литовские портовики сделали всё, чтобы «победить» латышей в борьбе за белорусские калийные удобрения. Юго-восточным партнерам также были предоставлены наиболее привлекательные условия для перевалки нефтепродуктов.
Транзитная политика Вильнюса «преступна и недопустима», южные соседи обращаются с Латвией как с дохлой кошкой, ругал литовский подход глава Латвийской ассоциации транзитного бизнеса, мэр Вентспилса Айварс Лембергс. «Литва осуществляет абсолютно криминальную политику в отношении платы за инфраструктуру и перевозки», — негодовал Лембергс, призывая официальную Ригу обратить на это внимание.
Внимание обратили, латвийская сторона приступила к активной работе на белорусском треке. В январе Латвийская железная дорога с надеждой на дополнительные грузы открывает представительство в Минске. В рамках «Белорусской транспортной недели» Минск и Рига подписывают соглашения по единому тарифу в латвийско-белорусском транзитном коридоре. Латвия отказывается участвовать в «крестовом походе» Вильнюса против БелАЭС.
Результат не заставил себя долго ждать. За январь-февраль этого года железнодорожные грузоперевозки между Латвией и Беларусью выросли на 15,4%. Прирост обеспечили перевозки каменного угля, заметно прибавили в объемах контейнерные грузы. Рига начинает засматриваться на калийные удобрения.
Но в конкуренцию за белорусский транзит вступает Россия. В марте РЖД делает белорусам весьма привлекательное предложение — обещает дать 50‑процентную скидку на транзитные перевозки нефтепродуктов с железнодорожных станций Барбаров и Новополоцк в направлении портов Северо-Запада РФ. Перенаправить транзит ближайших союзников в морской порт Усть-Луга — приоритетный проект российской стороны на Балтике.
И вот теперь в переделе белорусских грузопотоков планирует поучаствовать еще один игрок — Польша. В Варшаве уже говорят о готовности предоставить белорусам некие «льготные условия». Серьезный вызов для транзитного будущего Литвы.
Если кто и заберет у Клайпедского порта транзит из Беларуси, то это россияне с поляками. Их возможности здесь существенно выше, чем у латышей. Конкурентную борьбу литовцев за лакомый белорусский кусок, помимо прочего, осложняют натянутые политические отношения с Минском. Политика мешает Литве высказать свое «фи» и в адрес польских амбиций. В проекте расширения Эльблонгского морского порта заинтересован НАТО, «торпедировать» его Вильнюсу совсем не с руки.
Андрей Стариков