Официальный представитель Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова на своей странице в фейсбуке высказала мнение, что «американское информационное пространство находится в интеллектуальной агонии». Такой вывод дипломат сделала в связи с реакцией редакций американских СМИ на недопуск камер на встречу Дональда Трампа и Сергея Лаврова.
Американские СМИ обратили внимание на то, что фото- и телекамеры не были допущены для освещения встречи президента США Дональда Трампа и министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Протокольная съемка, как и положено, осуществлялась личными фотографами двух официальных лиц. Впрочем, в этой поездке функции «личника» Лаврова осуществлял фотограф информационного агентства ТАСС Александр Щербак. Как следствие, фотографии со встречи появились не только на сайте и в аккаунтах социальных сетей МИД РФ, но и в фотобанке агентства.
«С американской стороны также присутствовали фотографы. Мы четко заявили, что с нашей стороны будет фотограф агентства ТАСС, который в эту поездку осуществляет функции личного фотографа министра, — обрисовала ситуацию официальный представитель МИДа Мария Захарова. — Фотографии по итогам встречи, как и всегда, были выложены в бесплатном доступе на сайте Министерства иностранных дел, а также в социальных сетях министерства. То есть у всех СМИ, российских и зарубежных, была вся информация».
Однако Белый дом фотографий встречи не опубликовал. Это вызвало очень острую реакцию корреспондентов президентского пула США и их редакций. Формально получилось, что пресс-служба Белого дома оказала преференции журналисту иностранного издания, при этом не допустив ни одного журналиста американского издания и не распространив своих кадров со встречи.
Размещенный на сайте администрации Трампа пресс-релиз о встрече не сопровожден фото. В рубрике «фото дня» за 10 мая размещена карточка домашнего кролика семьи вице-президента Майка Пенса Марлона Брандо, который накануне впервые посетил Белый дом.
Собеседник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией, высказал предположение, что, возможно, пресс-служба Трампа не захотела распространять фото президента с присутствовавшим на встрече послом России в США Сергеем Кисляком. Из-за телефонных переговоров с последним вынужден был уйти в отставку первый советник по национальной безопасности новой администрации Майкл Флинн и самоустраниться от расследования ФБР возможного вмешательства России в президентские выборы в США генеральный прокурор Джефф Сешнс.
По словам источника, практика, когда фотографа МИДа Эдуарда Песова поочередно заменяют фотографы государственных информагентств, в последние полтора-два года стала регулярной. Получившиеся фотографии используются информагентствами и пресс-службой Министерства иностранных дел России без ограничений. А вот иностранным изданиям, конечно, приходится либо покупать их, либо ссылаться на пресс-службу.
Что, собственно, и пришлось делать в этом случае. Politico обратило внимание на то, как редакции реагировали на необычную ситуацию. Fox News снимки не показал, хотя и рассказал, что их можно найти в сети. Ведущая Джинна Ли объяснила это тем, что канал считает, что пресса должна иметь доступ к официальным фото из Белого дома. MSNBC фото показал очень коротко, после чего ведущая сделала ремарку по поводу свободы слова. CNN показал фото из твиттера посольства России в США, ведущий Вульф Блицер подчеркнул, что камеры американского пула для освещения встречи в комнату допущены не были.
Отвечающий в CBS за соблюдение журналистских стандартов Эл Ортис разослал сотрудникам меморандум, в котором прояснялось, что журналисты могут и должны использовать кадры МИДа, но с указанием, откуда они получены (правительство России), и добавлением, что журналисты домашнего пула на встречу допущены не были.
Такая реакция вкупе с постоянными попытками американских журналистов вынудить Сергея Лаврова прокомментировать увольнение директора Федерального бюро расследований Джеймса Коми, вероятно, и вынудили Марию Захарову столь остро охарактеризовать работу американских СМИ. Критики Трампа утверждают, что смена руководителя ФБР проведена с целью препятствовать расследованию «русского следа» в прошлогодних выборах президента.
«Говорить о том, что Москва опять виновата в некоем заговоре в США... думаю, в этой ситуации все понимают, что это настоящая истерика американских СМИ, — прокомментировала Захарова. — Сейчас, я думаю, уже можно говорить просто об интеллектуальной агонии».