На Украине открыто признали, что вернуть Донбасс силой нереально. Это диаметрально противоречит заявлениям, которые звучали из Киева всего месяц назад. © Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Киев не рассматривает путь силового возвращения «территорий Луганска и Донецка» под свой контроль, заявил министр обороны Украины Степан Полторак в интервью немецкому телеканалу Deutsche Welle. Не далее как в апреле секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Александр Турчинов анонсировал наступление силовиков в Донбассе. В феврале глава МВД Арсен Аваков также заявлял, что украинские силовики должны быть готовы к возвращению неподконтрольных Киеву территорий и говорил о наличии у киевских властей «конкретного плана» по возвращению Донбасса.
Идея поиска компромисса набирает в украинском политическом истеблишменте и обществе в целом все больше веса, в то время как сторонники силового решения все больше маргинализируются, сказал «Ридусу» директор киевского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
«Однако давайте говорить без обиняков: судьба подобных инициатив будет целиком и полностью решаться в Вашингтоне, а не в Киеве. Если в Киев какой-либо из таких проектов поступит с резолюцией президента Трампа „к исполнению“, то сомневаться в решении президента Петра Порошенко не придется», — полагает он. Официальный Киев пытается в этих вопросах и американцам не противоречить, и своих радикалов не раздражать. «Ведь признание Донбасса независимым, а, чем черт не шутит, Крыма — российским, — будет означать конец Минских соглашений. Однако такой сценарий крайне маловероятен», — заключает эксперт. Ситуация на данный момент не выглядит подходящей для какого-то дипломатического решения проблемы, добавляет председатель украинского Центра стратегических исследований Павел Жовниренко.
«Ситуация патовая. Минские соглашения буксуют. Силового решения у этих проблем нет, с этим сложно спорить. Но и мирные способы, причем быстрые и надежные, — это тоже больше смахивает на фантазии», — сказал он «Ридусу». На Украине хватает политиков, политологов и прочих политических фантазеров, которые предложат вам дюжину «быстрых и надежных» планов по решению проблем и Донбасса, и Крыма. «Но если это такие гениальные планы, то почему ни один из них не принимается к исполнению?» — иронизирует киевский эксперт. По официальным данным, за время военной операции на юго-востоке погибли 2655 украинских военнослужащих. В общей сложности погибли более 10 тысяч украинцев, еще более 20 тысяч ранены.