Наличие ядерного фактора сделало практически невероятным прямое военное столкновение между великими ядерными державами. © Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
О том значительном и подчас парадоксальном влиянии, которое ядерное оружие способно оказать на природу войны, учёные заговорили практически сразу после Хиросимы и Нагасаки.
Сдерживающий фактор
В начале 1946 года первую попытку осмыслить то новое, что ядерная эпоха привнесла в политику и стратегию, предприняли авторы выдающейся коллективной монографии «Абсолютное оружие: атомная энергия и мировой порядок». Редактором сборника выступил Бернард Броди — выдающийся американский военный аналитик. «Мы приходим к парадоксальному выводу, — писал Броди во введении к этой книге, — что лучшим способом избежать ядерной войны является преодоление угрозы войны как таковой. При этом важнейшим союзником в деле избавления от военной угрозы остаётся наша способность в необходимый момент прибегнуть к войне ядерной».
Япония. Хиросима. Последствия ядерного взрыва
© Яровицын Роман/ITAR-TASS
О количестве и качестве
Отчаянная погоня СССР в 1960—1980-е гг. за количественным равенством своих ракетно-ядерных сил с американскими, имела неоднозначную мотивацию. В иррациональном стремлении к паритету с Соединёнными Штатами не только в ядерной области, но и вообще по всему диапазону военно-технических усилий, очевидно проявлялись традиционные для российской элиты экзистенциальные страхи оказаться слабым и уязвимым перед лицом давления и агрессии более сильного оппонента. Болезненные воспоминания о катастрофе 1941 года были прочно зашиты в подкорку советских вождей и мешали рациональному взгляду на военно-стратегическое положение позднего СССР, которое в реальности оставалось стабильным и достаточно прочным. Как бы то ни было, благодаря успехам советской науки и техники современная Россия остаётся единственной страной мира, которая обладает равном американскому арсеналом «абсолютного оружия».
Ядерный щит против ядерного зонтика
После 1991 г. роль, место и значение ядерного оружия в системе российских вооруженных сил претерпела коренную трансформацию. Сегодня ядерная мощь нашей страны в первую очередь компенсирует слабость российских сил общего назначения. Это стало зеркальным отражением ситуации 1940–1970-х гг., когда наличие американского ядерного зонтика компенсировало отставание НАТО от ОВД по совокупной мощи сухопутных войск на европейском театре военных действий. Вне зависимости от того, с какими сложностями сегодня связано поддержание режима нераспространения, всё говорит о том, что и в XXI столетии «абсолютное оружие» продолжит играть сдерживающую роль. Подчиняясь парадоксальной логике, наиболее смертоносное порождение человеческого гения и далее будет служить гуманистическим идеалам, ограждая цивилизацию от ужасов тотальной войны и взаимного истребления. Алексей Кривопалов, кандидат исторических наук, эксперт Центра изучения кризисного общества. Специально для «Ридуса».