Модель обеспечения россиян хлебом постепенно меняется, приближаясь к мировым аналогам. © stocksnap.io
Проблема возврата непроданного хлеба из магазинов обратно производителям, знакома представителям розничной торговли и хлебопекарной промышленности еще с советских времен. Возможно потому, что практически каждого с детства учили бережному отношению к хлебу, вопрос: что делать с нераспроданными булками и батонами актуален и сейчас. Только в отличии от прежних времен, к чисто этическим соображениям, сегодня добавляются и экономические. Возможно, именно по этому, тема возврата хлеба, а также многое другое, связанное с самым главным продуктом на столах россиян, активно обсуждалась на прошедшем в среду в Москве круглом столе, где собрались представители отечественной хлебной индустрии. Проблема возврата нереализованного хлеба сильно преувеличена, заявил президент российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) Юрий Кацнельсон. «Мы сейчас ведем мониторинг по всем регионами, и уже 18 регионов нам ответили, что у них нет проблемы с возвратами. Она в СМИ искусственно раздута», - сообщил эксперт корреспонденту «Ридуса» в кулуарах пресс-конференции. В самой столице, кстати, хлеб тоже не залеживается. Вместе с тем, по данным председателя президиума ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ильи Ломакина-Румянцева, в ряде регионов ситуация действительно тревожная. «Там доля возвратов выросла с приемлемых 2-3% до 10%», - пояснил он.
Плюс срок, минус объем
Вообще-то возвраты были и в РСФСР, когда хлеб пекли в объемах, установленных спущенным сверху планом, напомнил эксперт. Сейчас заказ формируют торговые сети, составляя договоры таким образом, что поставщики не имеют возможности ни уменьшить размер поставок, ни отказаться принимать обратно непроданный товар.
© Александр Рюмин/ТАСС
Время перемен
Модель обеспечения россиян хлебом постепенно меняется, приближаясь к мировым аналогам. Количество субъектов индустриального хлебопечения неуклонно снижается, зато появляется все больше малых и средних пекарен – их число ежегодно увеличивается на 2-5% (в зависимости от региона). Хлеб – абсолютно региональный продукт, поясняют эксперты. В каждой местности свои особенности потребления, традиции, пристрастия, ассортимент. В 2010 году в России насчитывалось 889 хлебозаводов, в 2016 – 704. Из них только 200 худо-бедно держаться на плаву, остальные находятся на грани выживания. И, скорее всего, не выживут. «Заводы постепенно будут таять, - прогнозирует Кацнельсон. - Вот уже 30 лет мы живем в новых реалиях. И их становится все меньше и меньше». Освободившееся место займут небольшие пекарни. Но произойдет это явно не в одночасье. До такой благодати, как в Париже, где каждый житель может выйти с утра за свежим хлебом едва ли не в домашних тапочках, России еще далеко.