На днях опубликован доклад Росстата, в котором СМИ выделили крайне неблагоприятную цифру падения реальных доходов населения в апреле сразу на 7,6%. Собственно, показатели всего документа весьма мрачные и не радуют — в лучшем случае можно говорить о крепкой стагнации, но по значительному количеству показателей ситуация явно коллапсирует. Оптимизм Путина, который вырвал какую-то отдельную цифру, говоря о возвращении к небольшому, но уверенному росту, выглядит обычным обманом, либо полным незнанием обстановки. И то, и другое одинаково возможно. Так или иначе, но обстановка внутри страны ухудшается, что бы по этому поводу не камлали и как бы не били в бубны.
Лето — традиционная «тихая» пора в плане различных выступлений и акций неповиновения, но рост недовольства очевиден, и всё, судя по всему, откладывается на осень — как раз время запуска главной избирательной кампании, которая сама по себе является раздражителем, где людям будут рассказывать про то, как прекрасно они живут под мудрым правлением — и даже полностью неадекватные граждане, воспитанные телевизором, будут вынуждены сравнивать трескотню пропагандистов с реальным положением вещей лично у себя.
В итоге можно получить крайне редкую для России (и для современной России тем более) ситуацию растянутых протестных акций — вначале локальных и не связанных с общефедеральной повесткой, отложенных из-за летнего периода, а затем эти акции будут перерастать в нечто большее, объединяясь недовольством уже общего уровня. На таком фоне Путину нужно будет побеждать, и побеждать уверенно — что, очевидно, уже невозможно будет сделать без масштабных фальсификаций. Они, в свою очередь, станут новым раздражающим фактором. В общем, похоже, что у нас наступает последний относительно тихий сезон перед довольно затяжными осенне-зимними проблемами. И никакой госдеп здесь явно не при чем — проблемы созданы действиями власти, они абсолютно объективны. Весной власть будет поставлена перед выбором-либо смены курса, либо ужесточения режима. Никакого другого ответа у нее не останется.
Проблема в том, что персоналистский режим Путина основан на его личном присутствии во власти. А значит — если он все-таки пойдет на очередной бесконечный срок, окружение Путина, накопившее за время его пребывания у власти колоссальные состояния, не сможет пойти на изменения, и в этом случае будут востребованы нынешние заготовки в виде карателей Росгвардии, запретов и репрессивных механизмов — то есть, произойдет явочным порядком фашизация режима.
Так или иначе, но общая динамика, свидетельствующая об обваливании страны, говорит о том, что ее устойчивость уже в этом году начнет осыпаться, но будет ли этот процесс относительно плавным либо он пойдет с ускорением, зависит, видимо, от того, с чем мы в итоге придем к весне следующего года.