» » Фейковая популярность. Как Навальный и его сторонники накручивают подписчиков

Фейковая популярность. Как Навальный и его сторонники накручивают подписчиков

Автор: admin 169  
Фейковая популярность. Как Навальный и его сторонники накручивают подписчиков

Коллаж: ©L!FE Фото: © East News
По мере роста значения присутствия тех или иных политиков в социальных сетях, особенно в контексте мобилизационных возможностей, количество подписчиков аккаунтов известных политиков стало индикатором не только их популярности, но и влияния на потенциальный электорат. Сетевая политическая активность требует более низкого ресурсного входного порога, именно поэтому, по мнению большинства экспертов, в ней доминируют протестные настроения. Исследовательская компания IQ Buzz, занимающаяся мониторингом социальных медиа и онлайн-СМИ, по заказу Лайфа провела специальное исследование аудитории подписчиков аккаунтов Алексея Навального и его ближайшего соратника Леонида Волкова, которое выявило наличие большого количества ботов и искусственно "накрученных" подписчиков. 
Предметом анализа исследования являлась оценка количества и качества подписчиков в социальных медиа как самого Алексея Навального и его группы поддержки, так и руководителя его "предвыборного штаба" и ближайшего соратника Леонида Волкова.
Для анализа были выгружены списки всех подписчиков их аккаунтов в ключевых используемых соцсетях, а затем из них были сформированы случайные выборки, пользователи в которых были подвергнуты качественному анализу на предмет того, являются ли их аккаунты поддельными. 
Исследователями IQ Buzz было использовано несколько категорий, в рамках которых сгруппированы выявленные однотипные аккаунты. Речь идёт, во-первых, о собственно реальных пользователях, гипотетических поддельных аккаунтах (то есть аккаунты, в которых есть признаки как реальности, так и "фейковости"). Во-вторых, выявлялись поддельные, пустые, закрытые и удалённые аккаунты. В-третьих, выявлялись заблокированные, забаненные и замороженные аккаунты. Ну и в-четвёртых, в отдельную категорию подписчиков оппозиционных политиков выделялись так называемые корпоративные аккаунты, принадлежащие не частному лицу, а мелкому и среднему бизнесу, причём зачастую с рекламными целями (особенно характерно в последнее время для "Инстаграма"). 
Если говорить о конкретных соцсетях, то во "ВКонтакте" у Алексея Навального, как следует из данных анализа, 13% (±5%) занимают удалённые и заблокированные пользователи, а 11% составляют поддельные и гипотетически поддельные аккаунты.
В "Твиттере" ситуация обстоит ещё хуже — доля реальных пользователей едва превышает 20%, пустых аккаунтов более 60%, а поддельные аккаунты, гипотетически поддельные и заблокированные аккаунты имеют в совокупности 15%.
В "Инстаграме" дела вроде бы обстоят получше, однако доля закрытых или пустых аккаунтов среди подписчиков составляет почти половину (46%), так что нельзя с полной долей уверенности утверждать, что всё это реальные пользователи, а не купленные на онлайн-биржах "боты".
В "Одноклассниках" число реальных пользователей выше, чем на остальных площадках, но велика и доля гарантированно "мёртвых" подписчиков — заблокированных. Исследователи отмечают, что относительно высокая доля реальных пользователей может объясняться тем, что "Одноклассники" не являются приоритетной площадкой, из-за чего "накрутка" подписчиков там не практикуется.
Фейковая популярность. Как Навальный и его сторонники накручивают подписчиков

Фейковая популярность. Как Навальный и его сторонники накручивают подписчиков

Если говорить о ситуации с подписчиками Леонида Волкова, то, к примеру, "Твиттер" ближайшего соратника Навального отличается как наивысшим показателем поддельных аккаунтов (28%), так и наименьшим показателем реальных пользователей (13%). В дополнение к этому почти половина подписчиков обладает пустым аккаунтом. Аналитики IQ Buzz указывают на то, что можно с высокой долей вероятности говорить о том, что в данном случае производилась "накрутка" подписчиков.
Фейковая популярность. Как Навальный и его сторонники накручивают подписчиков

Наиболее высокие показатели реальных пользователей наблюдаются в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассниках", где доля реальных пользователей не опускается ниже 60%.
В "Твиттере" доминирующее положение занимают пустые аккаунты, а доля реальных пользователей превышает 25% только у аккаунта команды Навального. Что касается аккаунтов в "Инстаграме", то там доля реальных пользователей не превышает 50%, а значительную долю занимают закрытые аккаунты.
В целом можно с достаточной долей уверенности говорить о "накрутке" подписчиков в "Твиттере" Волкова и Навального. Аудитория аккаунтов Навального во "ВКонтакте" и "Одноклассниках", аккаунта команды Навального во "ВКонтакте" и аккаунта Волкова в "Инстаграме" выглядит органической, в остальных же случаях точный ответ дать затруднительно.
Если говорить о политической плоскости и применении "накруток" пользователей, то эксперты говорят о растущей монетизации оппозиционными политиками своих лояльных аудиторий и использовании их объёма и количества в качестве аргументации перед спонсорами о выделении средств на те или иные политические кампании оппозиции.
Практически вся активность Навального и его сторонников построена на фундаменте эксплуатации собственной аудитории — однако, как показывают исследования, лидеры отечественной оппозиции занимаются беззастенчивой "накруткой" числа подписчиков, пытаясь таким образом поднять собственную политическую капитализацию и повысить значимость в торге за свою часть и так небольшого оппозиционного политического "пирога".

  
Social comments Cackle

Новости партнеров