С 2013 года в Белгородской области ежегодно проводится фестиваль народности и исторических реконструкций «Маланья» - грандиозный праздник русских традиций и культуры. Фестиваль собирает участников и гостей на территории парка регионального значения «Ключи», который расположен на берегу реки Псёл рядом с деревней Кострома Прелестненского сельского поселения Прохоровского района Белгородской области. Река Псёл, Прелестное, деревни Васильевка, Андреевка того же поселения, - это все названия с карт боевых действий 6-12 июля 1943 года. От Прохоровки до Костромы всего-то 18 км. Самое «пекло» танкового сражения. И теперь на этой израненной земле возрождается историческая память нашего народа.
Вот она, Маланья, гостей встречает.
Любой желающий мог попробовать свои силы и умения на реконструкциях народных состязаний и промыслов. Белгородщина - земля казацкая. Казачество с давних времен играло роль живого щита на южных рубежах русской земли. На военно-исторической реконструкции «Защитники земли русской» можно было понаблюдать за сражениями, начиная со времён Белгородской засечной черты и заканчивая Первой мировой войной и военными традициями белгородского казачества XVII-XX века. К сожалению, охватить весь объем праздника физически невозможно и фотографий боев у меня нет.
То же касается и ярмарки декоративно-прикладного искусства. Старооскольская глиняная игрушка и русская народная кукла, художественная роспись и ковка, резьба по дереву, гончарная керамика, живопись шерстью и сухое валяние, изделия из соломки, роспись по бересте и по стеклу и многие другие техники и ремёсла. Здесь можно было познакомиться с творчеством и рукоделием мастеров, а также поучаствовать в мастер-классах по народным ремёслам: в вырезании ложек из дерева, чеканке монет и др. Успеть все посмотреть просто физически невозможно.
Без разносолов щедрой русской душе никак не обойтись. Блины, вареники, пирожки, караваи, каша. Был и чай на травах, самовар на углях.
Аппетитный поросенок.
Были, безусловно, и шашлыки.
На ярмарке можно было увидеть много стилизованных народных костюмов. Но на следующей фотографии вы увидите подлинные старинные костюмы деревни Афанасьевка Алексеевского района. За исключением платков. В тех немногочисленных селах, которые не сгорели и не пострадали от бомбежек в годы войны, почти в каждой хате сохранились бабушкины сундуки. Обратите внимание на клетчатую юбку. Это понёва. Вместе с особой нагрудной и плечевой одеждой она составляла праздничный костюм замужней женщины. Старинных одинаковых понёв нет, и не может быть. По вышивке на ней сразу можно было определить: откуда женщина, какое ее положение (в том числе и материальное), сколько у нее детей и много другой информации.
Почему я выше написала о платках? Потому что понёву с платком не надевали. Платок был повседневным головным убором. А комплект понёве составляла кичка. Это сложный головной убор, состоящий из трех частей. Одна из них – сорока. Форма сороки определялась кичкой. В южных областях она была рогатой. Впервые женщина надевала кичку при замужестве и с тех пор никогда не открывала волосы на людях. В дальнейшем кичка носилась по праздникам. Рогатая кичка символизировала мать-лосиху, делающую женщину плодовитой. Кроме того, она была оберегом матери и ребенка. К старости кичку меняли на безрогую. Православное духовенство боролось с проявлениями язычества, в том числе и с рогатыми головными уборами и не разрешали в них приходить в церковь. Но наш народ умеет приспосабливаться виртуозно, и рожки стали закрывать сорокой другой формы. На фотографии – женщина слева. А справа - грайворонский костюм. На голове женщины повойник покрытый платком. На следующей фотографии повседневная одежда. Празднично одета только женщина слева (рожки уложены горизонтально).
На этой женщине одежда для жатвы. Обратите внимание на серп в руках ведущего. Он перевязан красной нитью. Красная нить в наше время стала модой и предметом споров. Отношение к ней разное: от завязывания на руке младенца с рождения до обвинения в исповедании каббалы. Но вот, что говорит предание. В течение семи лет красной нитью обвязывали после жатвы серп, которым тяжелым трудом и многими потами добывался хлеб. И только после этого ее можно было завязать на запястье. Она становилась оберегом. А когда человек умирал, ему этой же нитью связывали руки.
Центральное событие ярмарки - конкурс народной песни и танца.
От малых…
… до старых.
Концерт шел четыре часа на протяжении всей ярмарки. Номера все самобытные, исполнялись на высоком уровне. К сожалению, разорваться на части было невозможно, но очень хотелось. Потому что отовсюду манили песни, пляски, хороводы, игры, развлечения.
Песни большей частью старинные. Их много лет собирали на территориях Белгородской, Курской и Воронежской областей. Правда в одном месте я слышала и саратовские напевы.
Для детишек была организована отдельная площадка, включая старинные детские забавы, аниматоров, театр и…
… зоопарк. Я долго смотрела на фазана и пришла к выводу, что египетские фараоны «сплагиатили» фасончик у этой птички.
И без скоморохов ни одно ярмарочное веселье не обходится.
На территории парка расположена стилизованная этнографическая деревня с таким же названием, как и населенный пункт – «Кострома». В деревне семь тематических подворьев, где можно поучаствовать в мастер-классах по изготовлению различных изделий русских народных промыслов. По традиции в каждом доме сложена русская печь. В обустройстве подворий и внутреннего убранства изб использовались предметы старины.
Атмосфера фестиваля необычная. Казалось, что мы попали на перекресток времен. Среди гостей и участников не было ни одного напряжённого или сосредоточенного лица. Это в принципе другие, непривычно беззаботные и вдохновлённые лица, отличные от того, что мы видим каждый день. При том, что погода не баловала. Весь день шел моросящий дождик, но гости не спешили покинуть праздник.
Сказочная природа и ощущение причастности к своим истокам не отпускали людей в тот другой, по сути, чужой нашему духу мир.
Истоки здесь не только образное выражение. Родники, бьющие из-под мелового склона, дают начало реке Псёл. Отсюда и название парка - «Ключи».
Вода в родниках настолько чистая и прозрачная, что на фотографии ее не видно.
В погожие дни сюда приезжают отдохнуть на пикнике за территорией парка, погулять, набрать вкусной живительной воды.
Фестиваль проходит два раза в году: «Маланья летняя» и «Маланья зимняя». Гости приезжают из Санкт-Петербурга, Москвы, Тулы, Орла, Воронежа, Казахстана, Краснодарского края, даже из Сербии. В 2015 году были замечены англоязычные туристы.
В заключение настоятельно рекомендую посмотреть коротенькое видео. Смотреть там нечего, так как операторскому ремеслу я не обучена, зато есть что послушать. Не знаю, можно ли где-нибудь еще найти видео с этой певицей, но исполнение и голос меня заворожили. Анастасия Попова – студентка Губкинского филиала белгородского института искусств и культуры.