Депутаты Госдумы рассматривают в первом чтении два закона, ограничивающих анонимность. В случае принятие проекта, в прошлое уйдут «серые» сим-карты и анонимные аккаунты в мессенджерах. © Коллаж/Ridus
Сегодня, 14 июня, депутаты Государственной Думы рассмотрят в первом чтении поправки сразу к двум законам, ограничивающих анонимность. Во-первых, это — закон «О связи». В случае его принятия, начиная с 1 июня 2018 года в прошлое уйдут так называемые «серые» сим-карты, то есть купленные без паспорта. Этот законопроект преследует сразу две цели. По данным МВД, анонимные сим-карты нередко используются для организации терактов. Например, недавний взрыв в петербургском метро был организован в том числе с помощью такой анонимной сим-карты. Привязка «идентификационного модуля» (так в законе теперь называется сим-карта, прим. ред.) к паспорту позволит эффективней бороться с подобными явлениями. Кроме того, запрет «серых» сим-карт поставит под серьезный удар телефонных мошенников. Отправителей сообщений вроде, «мама, я попал в беду, срочно вышли 100500 денег», пользующихся анонимной связью вычислить оперативникам по телефонному номеру было очень непросто. Закон должен решить и эту проблему. Чтобы справиться с этими проблемами, операторов и их агентов хотят обязать проверять паспортные данные новых абонентов по ведомственным базам: через сайт госуслуг, электронную подпись, Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), Единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и другие информационные системы госорганов. «Я рада, что, несмотря на все дискуссии в обществе, этот закон рассматривается. Я считаю, что должен быть поставлен заслон таким анонимным вредителям. Было достаточно странно, что рынок действующий позволял приобретать сим-карты безымянным людям. Людям, которые не имеют каких-то преступных намерений, нечего скрывать. Я крайне поддерживаю этот закон», — прокомментировала «Ридусу» законопроект ректор РГСУ, член Общественной палаты РФ Наталья Починок. Второй законопроект, который рассмотрят народные избранники, касается анонимности мессенджеров. Его суть заключается в том, что аккаунт в программах обмена сообщениями будет привязываться к телефонному номеру, так, как это сейчас устроено, например, в Телеграм. Для этого организатор обмена сообщениями будет обязан заключить договор об идентификации с оператором связи. Целей у данного законопроекта опять-таки несколько. Во-первых, это все та же борьба с терроризмом, которые все чаще начинают пользоваться различными мессенджерами и даже игровыми чатами на консолях.
Во-вторых, это позволит организовать массовую рассылку сообщений по инициативе органов власти. Например, в случае чрезвычайных ситуаций или все тех террористических атак. Кроме того, закон должен свести на нет массовые рассылки информационного мусора, которые сегодня происходят без согласия пользователей. Наконец, организаторов обмена сообщениями обяжут ограничить рассылки, нарушающие российское законодательство, вроде предложений по продаже наркотиков. «Действия государства в этой зоне совершенно осмысленны. Стремление ограничивать анонимность, в первую очередь, вызвано тем, что интернет стал массовым явлением, а это значит, что угрозы в нем тоже стали массовыми», — считает политолог и колумнист «Ридуса», автор книги «Власть над сетью. Как государство действует в Интернете» Анна Федорова. «Я сейчас говорю не только о терроризме, хотя это, безусловно, важный аспект, так как доподлинно известно, что террористы пользуются анонимными чатами и разными крипто-инструментами для того, чтобы осуществлять свою деятельность. Однако есть еще значительно более социально близкие рядовому гражданину вещи. Например, кибер-преследование. Если вашему близкому человеку начинают угрожать в сети, наверняка вы хотите иметь инструменты для идентификации его личности. Учитывая, что у нас в стране очень высокий уровень проникновения интернета, таких историй будет все больше и больше. Поэтому ограничение анонимности — это та цена, которая обществу предлагается заплатить за повышение безопасности, и я считаю, что это — оправданно», — заявила «Ридусу» по телефону Анна Федорова. Подобной точки зрения придерживается и Наталья Починок. «С точки зрения мессенджеров тоже очень правильное решение, оно имеет хороший баланс. С одной стороны, есть возможность у правоохранительных органов защитить граждан с точки зрения идентификации по телефону, а с другой стороны никто не говорит о вмешательстве в переписку и в ту информацию, которая будет находиться в рамках общения», — объяснила она свою позицию. «Можно будет террористические мероприятия предотвратить и другие негативные события, мошеннические операции, которые у нас сплошь и рядом происходят. Поэтому, те люди, которые говорят, что есть какие-то ограничения прав, демократических основ и свободы общения, это — неверное восприятие того, что мы хотим жить в стране, в которой есть порядок и защита гражданских интересов от мошенников и злоумышленников», — считает ректор РГСУ.