16 июня 1854 года, близ селения Озурегти русские войска нанесли поражение туркам.
Османская империя, объявившая при подстрекательстве Англии и Франции в 1853 году войну России, была уверена в успехе.
К своему давнему противнику Турция имела много территориальных претензий, в планах у Порты было вернуть Крым и Южный Кавказ. Еще до начала боевых действий в августе 1853 года турки собрали на границе с Россией 100 тысячную армию.
Анатолийская армия под начальством Абди-паши и при поддержке отрядов Шамиля должна была овладеть приграничными русскими крепостями, в которых находились немногочисленные гарнизоны, захватить Тифлис – столицу Кавказского наместничества и пойти далее.
«Царь должен быть отброшен за Терек и Кубань», - таков был план турецкого командования. Но кампанию 1853 года турки проиграли.
Зимой 1853-1854 годов османы при помощи французских и английских специалистов усиленно занимались реорганизацией армии. Численность войска довели до 120 тысяч штыков и сабель, теперь оно в три раза превышало численность русского корпуса. Главной целью для турок по-прежнему оставался Тифлис.
Авангард Анатолийской армии в конце мая 1854 года выступил в поход, но в битве у селения Нигоети потерпел поражение от русского отряда под командованием подполковника князя Николая Эристова.
Остатки турецкого авангарда отошли к Озургетам (тогда это был уездный город Кутаисской губернии, сегодня в составе Грузии), где к тому времени развернулся корпус Селима-паши – 34 тысячи воинов при 13 орудиях.
Получив известие о победе подполковника Эристова, командующий Ахалцыхским отрядом генерал-майор Иван Малхазович Андроников (он происходил из древнего рода кахетинских князей) выдвинулся на турок, которые успели закрепиться в гурийском селении. Андроников успел отличиться в кампании 1853 года, 5-тысячный отряд по его командованием разгромил 20-тысячный корпус Али-паши.
В этот раз ситуация была схожей, несмотря на численное превосходство турок, князь Андроников решил ударить по противнику. Нашим преимуществом являлись 18 орудий против 13 турецких.
4 (16) июня 1854 года, переправившись через неширокую реку Чолок (Чолоки), русские атаковали турецкий лагерь. Большую помощь пехоте и коннице оказала артиллерия. Русские орудия сначала ударили по турецкой кавалерии, которая готовилась вступить в контратаку, затем – по полевым укреплениям турецкого корпуса, и подавила батареи противника.
За свою землю самоотверженно сражались гурийские милиционеры, и не менее самоотверженно бились русские солдаты, так унтер-офицер Петр Горошкин в рукопашной схватке получил 12 ран, но, несмотря на ранения, оставался в строю.
Хорошо скоординированные действия артиллерии, кавалерии и пехоты позволили русским взять вверх над турками, они были выбиты из основного и двух тыловых лагерей и бежали.
Часть Брестского полка вместе с конной милицией еще долго преследовала убегающих османов. Селим-паше, командующему турецким войском удалось скрыться, но в Батум он вернулся с незначительным отрядом.
В битве у реки Чолок турки потеряли 3-4 тысячи человек убитыми и ранеными, русские захватили 36 знамен и значков, всю артиллерию с боеприпасами, вьючный транспорт из 500 мулов, продовольственные припасы и казну Селим-паши, оцениваемую в полмиллиона рублей.
Потери с нашей стороны составили до 1500 человек.
За эту победу князь Иван Андроников был награжден орденом Святого Александра Невского, орденами Святого Георгия IV степени были награждены генерал-майор Егор Майдель, полковник Константин Мамацев, подполковники Александр Бреверн и Георгий Джандиеров, майор Егор Макрыз, капитан Авксентий Тальвинский, капитан Яков Дудниченко и подпоручик Быковский.
Георгиевским знаменем были награждены 49-й пехотный Брестский полк, 50-й пехотный Белостокский полк, 51-й пехотный Литовский полк, Донской 11-й казачий полк, 79-й пехотный Куринский полк.
Битва у реки Чолок решила исход кампании 1854 года. Туркам не помогли ни численный перевес, ни «продвинутые» военные советники из Англии и Франции.
Кирилл Брагин