В память о легендарном начальнике советской нелегальной разведки Юрии Дроздове. ©
В среду, 21 июня, на 92-м году жизни скончался легендарный начальник советской нелегальной разведки КГБ СССР, основатель подразделения спецназа «Вымпел» Юрий Иванович Дроздов. Об этом сообщили в Службе внешней разведки РФ. Уже при жизни Юрия Дроздова называли легендой. Он имел неоспоримый авторитет, его заслуги на поприще разведки получили признание советского руководства и всей страны. Благодаря ему был возвращен на Родину советский разведчик Рудольф Абель, получены ценнейшие сведения из недр западногерманских спецслужб, вовремя замечена угроза конфликта с Китаем во время «культурной революции». Юрий Дроздов руководил операцией по взятию дворца Амина в Афганистане, а также стоял у истоков создания элитного спецотряда КГБ СССР «Вымпел».
Достойные гены
Юрий Дроздов был потомственным военным. Его отец, Иван Дмитриевич Дроздов, служил офицером русской армии и имел Георгиевский крест за храбрость, проявленную на полях Первой мировой войны. После революции Дроздов-старший перешел в ряды в Красной Армии. «…Был одним из командиров артиллерии в дивизии Чапаева, знал и Василия Ивановича, и Фурманова», — писал о нем историк спецслужб Андрей Ведяев. По совету отца 15-летний Юра Дроздов поступил в специальную артиллерийскую школу. В 1944 году юноша прошел подготовку в 1-м Ленинградском артиллерийском училище Энгельса и ушел на фронт, где с первых дней войны находился его отец. В 19 лет лейтенант артиллерии Юрий Дроздов принимал участие в штурме Берлина, где проявил необычайную отвагу и решительность, за что был награжден. После Победы герой остался служить в Германии.
Младший лейтенант артиллерии Юрий Дроздов, 1945 год
Аркадий Шевченко
Он информировал руководство о неблагонадежности Шевченко, но благодаря личным связям (дипломат был другом сына министра иностранных дел СССР А. А. Громыко) сбор данных на вероятного перебежчика был прекращен. В итоге Аркадий Шевченко ушел от ответственности. Уже после того, как предатель обнаружил себя и нанес ущерб СССР, работа Дроздова была оценена: «В деле с Шевченко ты был прав, я прочитал все материалы. Это наша вина. Наказывать тебя за него никто не будет, но (он помедлил)… и Громыко тоже снимать не будем», — заявил ему в 1978 году Юрий Андропов.
Проверка боем
Осенью 1979 года Юрий Дроздов был назначен главой самого элитного подразделения советской внешней разведки — управления «С» (нелегальная разведка), в котором он прошел путь от рядового сотрудника до замначальника. В новой должности легендарному разведчику предстояло решить сложную задачу. «Через месяц Юрий Иванович срочно вылетел в Афганистан, где уже находилась в краткосрочной командировке часть сотрудников управления», — писал историк Андрей Ведяев в своей статье «Жизнь в разведке».
Днем 27 декабря 1979 года Дроздов поставил перед бойцами группы «Зенит» и «Каскад» задачу на штурм дворца Амина. «Слова генерала были простые, не было киношных „слушай команду“ и тому подобное. Приказ выглядел как просьба: „Ребята, не подведите!“ Он знал, что посылает нас на верную смерть, кто-то уже не вернётся с задания», — вспоминал участник штурма Яков Семёнов.
Утром после штурма дворца Амина. На фото: А. Голубев, Яков Семёнов (командир группы «Зенит»), генерал-майор Юрий Иванович Дроздов (в первом ряду — третий слева), Эвальд Козлов, В. Антонов и другие командиры и бойцы спецназа КГБ СССР. Кабул, 28 декабря 1979 годарассказывал Юрий Иванович.
Бойцам «Вымпела» не было равных: они знали иностранные языки, имели по 2–3 высших образования, некоторые окончили Сорбонну или проходили нелегальную стажировку в спецназе НАТО, обладали навыками выживания в дикой природе, умели выпивать по литру водки и оставаться трезвыми, в совершенстве владели различными техниками рукопашного и ножевого боя, умели управлять дельтапланом и изготавливать взрывчатку из средств бытовой химии.
«Отец» вымпеловцев очень сожалел, что в 1991 году отряд стал жертвой политических разборок и был переподчинен МВД. Весь «золотой состав» отказался перейти на службу в новое подразделение «Вега». Оно было упразднено в 1998 году по инициативе директора ФСБ Владимира Путина, после чего подразделению вернули прежнее название и перевели сначала в антитеррористический центр ФСБ, а затем в Центр спецназначения ФСБ. Сегодня на плечах бойцов «Вымпела» лежат важнейшие задачи по защите российского государства и его граждан по всему миру от террористической угрозы, а также по защите конституционного строя РФ.