На проходящем в Санкт-Петербурге международном военно-морском салоне МВМС-2017 предприятия, входящие в структуру Объединенной судостроительной корпорации, продемонстрировали ряд перспективных программ, с которыми связывают будущее российского военного флота.
Среди них нашумевшие проекты российского вертолетоносца «Прибой» и атомного эсминца «Лидер», проектно-техническая документация по которым уже проработана, а также уникальная для ВМФ России программа создания мощнейших корветов под шифром «Бриз». Дело в том, что сегодня флот РФ не располагает единицами такого класса, имя в составе близкие по водоизмещению и ТТХ сторожевые корабли ближней морской зоны. И, по сути, они сравнимы западными классическими корветами по боевой мощи и мореходности.
Однако концепция новейшего корабля РФ проекта «Бриз» подразумевает под собой создание куда более мощного боевого корабля с тем же водоизмещением около 2000 тонн, способного выполнять широкий спектр задач, присущих кораблям старших классов.
Для того чтобы расширить возможности корвета «Бриз» сотрудники Крыловского научного центра создали совершенно новую форму подводной части корабля, что придало корвету повышенную устойчивость хода при морской качке, значительно уменьшило сопротивление воды и облегчило управление движением.
Эксперименты в специальных бассейнах подтвердили, что корпус «Бриза» снижает волновое сопротивление вдвое, а общее - на четверть при полной скорости хода. Это, казалось бы, подразумевает под собой создание одного из самых быстрых, если не самого быстрого корабля в мире. Тем не менее, инженеры пошли иным путем.
За счет новейшей концепции корпуса ученые получили возможность серьезно уменьшить силовую установку «Бриза» и сохранить при этом скорость хода в 30 узлов, что является хорошим показателем для кораблей такого класса. Освободившееся же пространство целиком и полностью заняла целая россыпь систем вооружения.
Так, количество ячеек универсальных вертикальных пусковых установок для управляемого ракетного оружия выросло до 24-х единиц при сохранении размеров и водоизмещения корабля, что вдвое больше, чем у самых мощных кораблей этого класса. Что касается ПВО, то на борту корветов проекта «Бриз» расположится 16 зенитных управляемых ракет большой дальности и 32 управляемых ракеты малой дальности. Зенитно-ракетную оборону дополняет 100-миллиметровая автоматическая установка, а также два скорострельных автомата калибра 30 миллиметров. Не остались без внимания и средства противолодочной борьбы - на левом и правом бортах корвета расположились два четырехтрубных торпедных аппарата «Пакет» калибра 324 миллиметра.
То есть, корабли проекта «Бриз» собрали в, казалось бы, ограниченном пространстве все необходимое для эффективной борьбы с абсолютно любым противником. Кроме того, управляемое вооружение корветов сможет наносить удары и по наземным целям, что при дальности хода в 4500 миль фактически делает из перспективных кораблей некое универсальное оружие флота, способное не только выполнять функции сторожевых кораблей в прибрежной зоне, но и выступать в роли серьезной ударной силы, а также группы сопровождения. К примеру, АУГ.
При этом основная ценность этих корветов не только в боевой эффективности, но и в низкой стоимости производства, сравнимой с постройкой того же сторожевого корабля. А это означает, что «Бриз, без сомнений, является одним из самых перспективных и, вероятно, быстрореализуемых проектов ОАК, определяющих будущее нашего флота.