Производство столкнулось с нехваткой кадров
У российской экономики появилась новая глобальная проблема, мешающая ее успешному росту: дефицит рабочей силы. Об этой напасти практически одновременно в конце минувшей недели сообщили и Министерство экономического развития, и Центробанк. Независимые эксперты признают серьезность вопроса и предупреждают, что простыми решениями ситуацию не исправить, так как речь идет о «длинном» демографическом тренде, предполагающем уменьшение трудоспособного населения России.
В опубликованном в конце минувшей недели мониторинге Минэкономразвития указывается на то, что рынок труда, несмотря на рекордно низкую безработицу, функционирует в условиях «близких к дефициту». Иными словами, кадров для «оживления экономической активности» в России не хватает. А значит, наметившийся было рост ВВП в стране может быстро захлебнуться.
Практически теми же словами описана ситуация и в заявлении ЦБ по итогам прошедшего в пятницу совета директоров: «Экономический рост приближается к потенциальному уровню. Одним из ограничений является ситуация на рынке труда, где уже наблюдаются признаки дефицита кадров в отдельных сегментах».
В правительстве нехватку рабочих рук объясняют демографическими трендами, в соответствии с которыми россиян трудоспособного возраста становится все меньше, и ничего с этим поделать нельзя. В недавнем макропрогнозе Минэкономразвития говорилось, что численность экономически активного населения России с 2016 по 2020 год сократится на 1 млн человек (до 71,7 млн), а численность трудоспособного населения — на 3 млн (до 80,6 млн).
Независимые эксперты подтверждают тревожное положение на рынке труда, которое можно описать как «острый дефицит кадров при низкой безработице». Но при этом специалисты обращают внимание не только на демографию, но еще и на неспособность отечественной системы образования и подготовки кадров удовлетворить запросы реальной экономики.
Об этом свидетельствуют данные Росстата, которые зафиксировали за предыдущие пять лет наибольшее снижение численности занятых в ключевых для страны отраслях — промышленности и сельском хозяйстве. Небольшой (на полмиллиона человек) прирост занятых в сфере услуг — в первую очередь в торговле и операциях с недвижимостью — общую картину кризиса на рынке труда не изменил.
Компенсировать наметившееся сокращение работников мог бы рост производительности труда, но для него нужно увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест, которое может иметь место только при наличии инвестиций. Однако в условиях санкций возможность привлекать их сильно ограничена.
Заметим, что дефицит кадров — вовсе не сугубо российская проблема. С ней сталкивается большинство развитых стран, которые решают вопрос путем активного привлечения к себе рабочей силы из-за рубежа. Для России одним из выходов из кризиса на рынке труда может являться создание льготных условий для переезда трудовых мигрантов из бывших советских республик, так как они хорошо знают русский язык, имеют достаточный уровень образования и могут быть легко ассимилированы.
Но пока Россия от международной миграции рабочей силы скорее несет потери, чем получает выгоду. Как отмечают эксперты, в настоящее время складывается ситуация, когда многие высококвалифицированные российские специалисты эмигрируют в другие страны, а замещающие их на внутреннем рынке труда мигранты обладают куда меньшей квалификацией.
Другая проблема — несоответствие профессиональной структуры выпуска средних специальных и высших учебных заведений потребностям экономики. «Нехватка квалифицированных кадров в нашей стране — реальная проблема, — считает зам. директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер. — Работодатели жалуются на нехватку персонала разного уровня: не только рабочих, но и менеджеров, и инженеров. Даже в топ-менеджменте полно вакансий. А все потому, что у нас система профобразования не адаптировалась к тем вызовам, которые предъявляет современный рынок труда».
Эксперт полагает, что можно пойти и на радикальные меры — закрыть треть вузов, которые не нужны стране, что может дать дополнительный стимул для развития профобразования. При этом Гонтмахер ссылается на данные Высшей школы экономики, свидетельствующие, что в России выпускников вузов на 33% больше, чем нужно рынку. В результате люди с высшим образованием работают охранниками, водителями и официантами...